Перейти к содержимому



Фотография

Сакральный символизм традиционной "конины"


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Оффлайн   Можайский

Можайский

    Администратор

  • Администраторы
  • 16 511 сообщений
  • ГородМожайск М.О.
  • Имя:Анатолий

Награды

                                      

Отправлено 18 Январь 2014 - 09:59

Ка известно, конь один из древнейших, сакральных символов человечества. У многих народов конь, или лошадь считались не просто священными животными, они становились самим воплощением богини матери-земли, могущественных солярных богов, богов войны, ветра и т.д. Наконец олицетворением цикла жизни и смерти, а также самой земной,физической инкарнацией богов небес и солнца. 
Подобные представления о лошадях дошли в преданиях,"суевериях" и пережитках древних верований, в особенности в сельской местности до наших дней. Именно подобные проявления древних представлений, культовых ритуалов и языческой атрибутики получило на территориях официально принявших христианство, название - русского двоеверия, или просто "феномен двоеверия". Хотя я против подобного термина. Я не буду здесь углубляться в историю культа коня. Это огромная и не простая тема. Замечу лишь,что древнеславянский Небесный конь — считался спутником космогонического общеславянского Бога — Световита. По свидетельству латинских средневековых авторов-очевидцев Гельмольда и Саксона-грамматика, у балтийских славян при арконском храме содержался в большом почете белый конь, посвященный Световиту, а возле огромного скульптурного изображения этого Бога висели седло и удила. В дар ему приносилось захваченное у врагов оружие и ценности. Ездить на священном коне было под страхом смерти запрещено, дотрагиваться до него — тоже. Только верховный жрец имел право выводить и кормить священного коня. Народ верил, что Световит садился ночью на своего небесного коня и, устремляясь в небо на врагов славян, истреблял их. На Руси конь был олицетворением и солнечного бога Хорса, чей идол был поставлен князем Владимиром в 980 г. на центральном капище Киева. Со времен ранних кочевых культур степей Евразии, традиция украшать конскую сбрую магическими амулетами,в виде всевозможных бляшек, привесок-лунниц и т.д. была в последствии перенесена индоевропейцами на территории будущей Западной и Восточной Европы и прочно заняла свое место в обрядовой системе уже и славянского язычества. Все Вы прекрасно знаете многочисленные иллюстрации найденных в разные времена древних конских уборов скифов,сармат,печенегов,татар и наконец Древней Руси.

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

 

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

 

Это именно то, о чем я говорю. Вся эта солярная, сакрально-обрядовая атрибутика, по сути, пусть и сильно видоизменившаяся,но дошла до наших дней. Благодаря тому самому "феномену двоеверия",а по сути пережившими века и новые религии древним языческим повериям, традициям и культам, бережно сохраненных простым народом.

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

 

Дошла в той самой, традиционной для нас "конине", которую все постоянно находят в полях. И к которой многие профи... зачастую, столь пренебрежительно относятся. Часто просто выбрасывая, либо сваливая в кучи в забытых по углам коробках. Впрочем, конечно есть и исключения.

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

 

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

 

Помимо использования всей этой медной гарнитуры, как украшений, основными предназначением поздней "конины", являлось прежде всего, сохранившаяся роль именно оберегов!!! с ярко выраженной солярной символикой. По этнографическим материалам, все эти бляшки и уздечные"пуговицы" призваны теперь защищать животное, от мора и болезней. Ярко начищенной меди на коне должно было быть много, поскольку,как отмечено, именно блеск начищенных блящек и звон подвесок, бубенцов и колокольцев, должен был отгонять от животины духов болезний и всяческие напасти.

 

 

 

Это не крестьянин. Перед нами фтография представителя одной из самых уважаемых в аграрных провинциях Российской империи профессий(если можно так сказать). От которого зависели буквально судьбы сельских семей, а порой целых деревень и округов. Перед нами,- бродячий коновал!

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

 

Кем же были эти люди в действительности? В любых справочниках, да в той же Википедии, можно прочесть,что коновал - "лекарь, традиционно занимавшийся лечением домашней скотины в русских деревнях, по сути ветеринарный врач. Однако существенным отличием коновалов являлось то, что они были самоучками, то есть не получали соответствующего систематического образования. Чаще всего искусство лечения домашних животных традиционно передавалось из поколения в поколение или же согласно традициям ученичества от коновала его помощникам.
Одной из основных обязанностей коновала было охолащивание - т.е. кастрация самцов (быков, баранов, поросят и жеребцов). Основной причиной для выполнения такой операции было то, что охолощенные самцы были более спокойны, а также лучше набирали вес. С этой обязанностью связано и происхождение названия коновал: для осуществления кастрации животных (в частности, коня) их было необходимо уложить (повалить) на землю.
Как правило, коновалы ходили по деревням, предлагая свои услуги. Из-за специфики ремесла, связанного с противостоянием воспроизводству жизни, работа коновалов обрастала мифами и небылицами мистического свойства."

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

 

Все это конечно так, однако.. Первые упоминание о коновалах относится еще к XII веку! Именно к периоду языческого знахарства жреческих каст. Веками копившийся опыт, знания в лечения домашних животных передавались у коновалов почти исключительно от отца к сыну и реже от учителя к ученикам. Таким образом, говоря об исторических этапах развития ветеринарии применительно к территории российского государства, следует отметить, что ее суть вплоть до введения специального ветеринарного образования определялась фигурой коновала-кустаря, пользующегося большой популярностью у населения. Ибо лишь они защищали от беды, приносимых массовыми болезнями скота. «Знатоки хвори скота» постоянно приглашались в другие деревни. Практика «пользования» лошадей, коров, свиней давала неплохой заработок, постепенно создавая целую отрасль труда - коновальство. Создавались целые "артели" коновалов. Конечно, столь широкое распространение коновальства являлось еще и результатом ничтожного числа официальных ветеринаров со специальной подготовкой. Даже к началу ХХ века в России в целом, их насчитывалось всего несколько сот. Поэтому почва для процветания народной, исконной ветеринарии была самой благоприятной. 
Коновалы владели навыками диагностики («пытания», «распознавания») болезней домашних животных и их лечения. Так, например, лихорадку («трясцы») у животных они определяли на основании сухого и горячего на ощупь носового зеркала, повышенной температуры «корня уха», дрожания («озноба») тела. Знали воспаление лимфатических узлов («мышки»), мыт («молосняк»), заболевание холки («гриб»), болезни с явлениями колик («ноготь») лошадей и др. Умели определить и лечить раны, ушибы и хромоту, спускать отеки и «насосы», делать кровопускание, но главной работой коновала оставалась кастрация жеребцов, быков, баранов и хряков. Необъемлемой принадлежностью коновала, атрибутом его профессии была кожаная сумка с особым медным знаком, изображавшим всадника на коне, и крепкая смотанная веревка («повал»).

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

 

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

 

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

 

В сумке коновал хранил ножи, молоток, клещи, а также лекарственные средства. Вполне вероятно, что коновалы были в общем, последними представителеми древнего жреческого сословия культа бога Велеса-"скотьего бога" и культов коней. Именно как колдуна, знахаря и волшебника воспринималась его фигура в деревнях. Этнографами зафиксировано довольно много поверий и легенд и рассказов о магической, сверхъестественной сущности коновалов,... последних волхвов ушедшей Руси.


  • 6



#2 Оффлайн   Следак

Следак

    Новичок

  • Клуб "Старейшина"
  • 223 сообщений
  • ГородМосква

Награды

     

Отправлено 28 Январь 2014 - 14:51

Все верно. На одной из табличек и на поесе на последней фотки подобие финно-угорских гусиных лапок. Наверное "оттуда" еще...


  • 0