Перейти к содержимому



Фотография

Подкова


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 7

#1 Оффлайн   Можайский

Можайский

    Администратор

  • Администраторы
  • 16 511 сообщений
  • ГородМожайск М.О.
  • Имя:Анатолий

Награды

                                      

Отправлено 26 Январь 2014 - 16:38

Во время поиска достаточно часто попадаются подковы различных временных периодов и соответственно различных форм. Так что же такое подкова, для чего она использовалась и какова её история.

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

Некоторые знатоки истории техники уверены, что изобретение подковы равносильно изобретению двигателя внутреннего сгорания. Я бы не был столь категоричен, все же подкова играет защитную функцию и более уместным, было бы сравнить подкову с маслом, которое мы заливаем в этот самый двигатель, для защиты трущихся деталей от их преждевременного износа. Но это лирика, продолжим о подковах..

Во все времена считалось не рациональным использовать лошадь без защиты копыт от преждевременного стирания. Поэтому вначале использовались любые подручные материалы и самыми ранними подковами можно считать своеобразные «башмаки» сделанные из лыка или конопли. Конечно, их век был не долог, и менять эти башмачки приходилось довольно часто. Прогресс не стоит на месте и вскоре для предохранения копыт люди стали применять металл

Например, римляне начали употреблять для защиты подошвенной поверхности копыта кованые металлические пластинки овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами, расположенными сзади, сбоку и спереди, чтобы закрепить пластинку на копыте веревкой или ремнем. Такие пластинки для копыт лошадей назывались гиппосандалиями, похожие были и для быков, только назывались иначе – бососандалиями.

 98608365.jpg

Многие исследователи убеждены, что применение подков было известно еще кельтам, которые населяли территорию современной Франции, Швейцарии, отчасти Германии и Англии. Во время раскопок неоднократно находили металлические подковы и гвозди для подков. Эти подковы имеют ветви толщиной 3-5 мм, шириной в 15-17 мм. Прототипы современных подков, прибиваемые гвоздями, изобретены римлянами не позже 3 века, о чем свидетельствуют находки в поздних военных лагерях.  С тех пор подковы практически не изменялись.

Имеются сведения о том, что восточные народы Азии, Африки и Восточной Европы применяли еще до нашей эры подкову, которая похожа на современную восточную подкову.

По дошедшим до нашего времени источникам, во время похода Александра Македонского через Азию (IV век до н.э.) многие лошади стали выходить из строя, так как их копыта сильно износились и испортились. Чтобы продолжить поход, потребовались какие-то специальные приспособления для защиты копыт от повреждения. Военные вышли из положения, сплетая в виде чулка или своеобразного башмака из лыка или тростника, а так же других подходящих для этих целей растительных волокон и укрепляя их над венчиком копыта под щеткой посредством веревок или ремней.

Есть сведения о применении подков и их прикреплении подковными гвоздями в средние века. Имеются документы, что в VIII – IX вв. подковывание было известно многим народам современной Европы.

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

В рыцарские времена подковы имели еще и символическое значение – они демонстрировали достоинства коня и всадника. В наказание подковы снимались – одна, две, три или все четыре. Ездить на «босой» лошади считалось позором.

В войске Чингисхана, в XIII веке, копыта лошадей обматывались кожей. Как и «башмаки» из лыка, эта защита была непрочной, еще добавляло неудобства то, что укрепление её веревками или ремнями вызывало заболевания кожи. Подошвенные поверхности копыт рабочего скота мазали смолой.

Существует такая теория, что при дворе царицы Клеопатры к копытам коней бечевками привязывали подковы, изготовленные из золота или платины. Со временем шнурки стирались, подкова слетала, а нашедший ее был обеспечен до конца жизни. Может быть, с тех времен и бытует мнение, что найти подковы это к счастью.

Описываются золотые подошвы у мулов Помпеи, супруги Hеpона, серебряные подошвы у лошадей Hеpона, запряженных в колесницы. Как говорится, у богатых свои причуды.

Впрочем, далеко не везде лошадей подковывали. В средневековой Японии копыта у коней обматывали соломенными циновками. Татары использовали для аналогичных целей специальные кожаные накладки, а киргизы – особые роговые пластины. Очень много зависило от условий использования коней. И все-таки металлические подковы оказались наилучшим средством защиты конских копыт, что доказало время.

В России кузнечное дело существовало достаточно давно, но документальное подтверждение того, что ему уделялось внимание на государственном уровне, подтверждается Указом Петра 1 от 1715 года, в котором говорится: « В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». А в 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная школа.

Изготовить подкову и умело подковать коня — настоящее искусство. Много лет назад, чтобы сдать экзамен по теории подковывания коней, следовало самостоятельно изготовить подкову, а потом подковать ею коня. Хороший кузнец должен был знать все о строении копыта.

 

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

В наше время существуют подковы как традиционно прибиваемые гвоздями, так и приклеиваемые к копытам. Во Франции, например, запатентована подкова из эластичного материала, которая повторяет форму копыта, легко снимается и закрепляется, в зависимости от условий работы и времени года.

Подковы бывают как летние, так и зимние. Зимой и в случае передвижения по скользкой дороге для большей устойчивости животных на нижней поверхности подковы делаются специальные шипы. Различные подковы используют для верховых и упряжных лошадей. Для порочных и больных копыт применяют круглые подковы или полу подковы.

Крупнейшая в Европе коллекция подков, в которой находится около 300 экземпляров, находится в ортопедическом музее подков, действующем на территории Львовской академии ветеринарной медицины им. С.З. Гжицкого. Идея создать львовский музей принадлежит профессору Евгению Малышевскому, который и учредил его в1971 г. В основу экспозиции легла коллекция профессора Казимира Щудловского, заведовавшего кафедрой хирургии с 1924 по 1945 гг. А собирать подковы в Академии начали еще при Австро-Венгрии.

Есть так же интересный музей в Норманнском замке Окхем, который образовался благодаря интересной традиции, существующей уже порядка пятьсот лет. Традиция гласит, что члены королевской семьи и важные государственные лица, проезжая через город, должны были заплатить пошлину – лошадиную подкову. И вот теперь в музее насчитывается порядка двухсот подков.

 

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

 

Подкова как символ счастья

Откуда пошли истоки поверья о том, что подкова приносит счастье, сейчас доподлинно неизвестно и никаких документов по этому поводу не издавалось. Может быть со времен Клеопатры, как уже написано выше или со времен Рима, богатые патриции которого использовали, как материал для подков, драгоценные металлы. Но о том, что подобранная на дороге подкова обладает свойством приносить счастье, знают все, даже те, кто в это не верит.

А так как в наши дни на дороге можно найти все что угодно, кроме подковы, ибо это большой дефицит, как и наличие лошадей, любители амулетов используют ее уменьшенную копию, прикрепленную к браслету, цепочке или связке ключей от автомобиля.

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

Еще в начале века подкова, прибитая у входа в дом, была не просто данью уважения к старинным обычаям и тем более не элементом моды, а вполне обиходной вещью: в её обязанности входило не только охранять от всяких напастей, но и приваживать желанных гостей.

Царь Николай II считал себя человеком исключительно счастливым, потому что часто находил подковы. В связи с этим ему пришлось стать коллекционером подков, и во дворце была устроена специальная комната, куда он помещал все найденные подковы, снабжая их примечанием: где, когда и при каких обстоятельствах найдена. «Счастливый» император так никогда и не узнал, что все подковы подбрасывала ему свита, стремившаяся обеспечить хорошее расположение духа своему государю.

Подковывание лошадей повсеместно распространилось только в XIII веке. Но, перестав быть редкой и дорогой, подкова полностью сохранила авторитет своего магического происхождения.  Стало больше подкованных коней, и что естественно больше потерянных подков и больше людей могли найти их и стать счастливее.

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

Но у подковы, как у магнита, два полюса. И если один — это кузнец, то другой — конь, верный помощник в борьбе с врагом и с любыми самыми темными силами. Быстрый конь и удача, спасение, добрая весть в народном сознании всегда были рядом. До сих пор вершину кровли называют «коньком», оттого что наши предки и в самом деле венчали свои жилища деревянными фигурами коней, чтобы отогнать подальше от дома злых духов.

Все, за что почитали и кузнеца, и коня, воплотилось в подкове. Ее магическую силу укрепило и сходство с ободком луны, таинственной хозяйки ночного неба, испещренного звездными знаками судеб. Луна в древности была особо чтимым божеством. В греческой мифологии Селена изображалась на колеснице или верхом на небесном коне. Лунный календарь, предшественник солнечного, сохранился в некоторых странах до настоящего времени.

Конечно, теперь уже трудно отнести подкову к разряду фетишей (от португальского слова фейтишо — зачарованная вещь), то есть предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства. Для большинства из нас — это просто устойчивый поэтический образ, традиционный символ счастья. Но все равно, каждый раз, когда мы находим подкову, надеемся, что удача где-то рядом и обязательно улыбнется нам. 


  • 0



#2 Оффлайн   Можайский

Можайский

    Администратор

  • Администраторы
  • 16 511 сообщений
  • ГородМожайск М.О.
  • Имя:Анатолий

Награды

                                      

Отправлено 26 Январь 2014 - 16:40

Подкова - элемент защиты копыт, вокруг которого всегда находилась завеса тайны. Издавна, найденная подкова считалась символом удачи и успеха. И даже говорили, что если подкову расплавить и добавить в металл для создания оружия или брони, то они будут верно служить своему хозяину и оберегать его от беды. Были и те, кто использовал саму подкову как метательное оружие, вместо топора или кинжала. Попадание таким оружием в голову могло привести к немедленной смерти. Но не всякий кузнец мог ковать подковы, которые дарили бы счастье и успех их обладателям. Лишь тот кузнец изготавливал качественные подковы, что делал их с душою, тратя дни и ночи на их создание. Словно, некий ритуал устройство которого невозможно объяснить. Не смотря на долгие сроки работ таких мастеров они пользовались большим успехом у богатых коновладельцев. И пока люди гадали в подкоае ли, в том, кто её изготовил или же в их вере скрывался секрет удачи, некоторые нашли этому дугообразному куску металла тёмное применение.
   Колдуны и ведьмы использовали их для наведения порчи. Подкову заговаривали, зачастую окропляю кровью животных, и подбрасывали жертве. Тот или та, которые её находили веря в её удачливые свойства, получали обратный эффект. И не ради забавы это делалось. Колдун чаще всего знал свою жертву в лицо и через время приходил к ней и представившись целителем предлагал отогнать черную полосу жизни или хворь за вознаграждение. Для других же жертва являлась источником энергии и здоровья, И лишь когда силы человека уже совсем иссекали они оставляли его, ища новую цель. Третьи же снимали, с себя болезни и переводили её на подкову. И как только она попадала в случайные руки, колдун излечивался, а болезнь переходила к нашедшему злополучную дугу. 
   Но не всегда подковы несущие беды - это дело колдунов. Не дай Бог было принести в дом подкову найденную около захоронения, даже если нашедший не знал об этом. Еще страшнее было приносить подкову найденную на кладбище. На таких "счастливчиков" ложилась тяжелая ноша. Но зато, за такими находками охотились чёрные маги, ибо знали как правильно использовать её негативную энергию.
   В настоящее время, подкова всё же осталась символом удачи и сохранила своё имя. Обычно её вешают над входом в жилище. Но если вы держите у себя подкову и не знаете её истории, то омойте её святой водой, так, на всякий случай...


  • 0

#3 Оффлайн   Можайский

Можайский

    Администратор

  • Администраторы
  • 16 511 сообщений
  • ГородМожайск М.О.
  • Имя:Анатолий

Награды

                                      

Отправлено 26 Январь 2014 - 16:42

09427096.jpg

 

Исторически подкова не является очень уж древним предметом. Во-первых, она предназначена защитить копыта лошади от износа и повреждения в соприкоснавении с твёрдым грунтом ранних дорог. Перед появлением металлических подков в Европе использовались сплетённые "чулки" для лошадей из лыка, тростника, кожи, растительных волокон и т.д. Первые металлические аналоги современных подков (гиппосандалии) начали использоваться в Древнем Риме, а современный вид подкова приобрела, и их крепить металлическими гвоздями начали только в Средние века. У разных европейских народов есть собственное повествование о значении подковы, как символа удачи, благодати и счастья. Самая известная из них- это англосаксонская легенда о Св. Дунстане и Дьяволе. К будущему Кентерберийскому архиепископу Дунстану (909-988) явился сам чёрт и попросил подковать ему копыто. Дунстан, который был ещё и кузнецом, согласился на такую сделку. Однако подковал дьявола так крепко (по другому варианту легенды - приковал черта к стене), что тот, испытывая невероятную боль, попросил пощады. Взамен на свободу дьявол поклялся, что никогда не войдет в дверь, над которой висит подкова. Бытовало поверие, что дьявол всегда ходит кругами, но дойдя то конца подковы (разорванного круга), он вынужден повернуть обратно (некоторые в боком прибитой подкове узревали асоциации с латинской буквой "C"- первой буквой в имени Христа). Весьма вероятно, что эта христианская версия значения подковы как оберегающего предмета, была перенята христианами у древних языческих кельтов, которые верили, что над дверьми прибита подкова в силе отразить вторжение Faery и других потусторонних гостей. На Британских островах это поверие очень сильно и до сих пор. Например, чтобы отогнать дьявола, подкова была зарыта в портале Стейнинфилдской церкви в Суффолке, шотландские моряки верят, что прибита к мачте подкова защищает его от бурь, такую же к мачте своего корабля распорядился прибить и легендарный адмирал Нельсон. Подкова спасала от попадания молнии и налёта ведьм, потому её вешали не только над дверьми или на дверях, но и везде, где злая сила могла попасть в дом (окна, камин, печь и т.д.).

Тут секрет кроется в поверьях о том, что железом, сталью, и собственно, металлом (шпагой, мечом, жезлом) можно контролировать и порабощать неземные силы. Теоретических подтверждений тому можно найти в сотнях книг по ритуальной магии, оккультизму, в древних мифах и преданиях. Практически же, например, в Германии, подкову, для предотвращения возрождения казнённых ведьм, помещали на крышке гроба.

Тут-то именно в подкове и переплелось множество мистико-магических аспектов. Во-первых, она рождалась в кузне посредством огня, раскалённого металла и опытной человеческой силы. Под грохотом тяжёлого ударяющего молота и наковальни, под звонкою песнью творения, когда из чего-то аморфного получается что-то конкретное и новое. Не даром ковать значит - Творить, не даром у индоевропейских народов с Божественным кузнецом и кузней связаны мифы о сотворении (выковке) Мира и Небесных светил.

Во-вторых, на магические свойства металлических изделий в древности смотрели с большой долей уважения. И не только потому, что в Средние Века железо по цене весьма серьёзно приближалась к золоту и серебру, не только потому, что найти на дороге вещь металическую означало найти вещь дорогую и полезную (отсюда, видимо, и пошли народные поверия, что найти на дороге подкову, значит найти своё счастье), не только потому, что железо годится как для мира (соха), так и для войны (оружие). Интуитивная основа архетипичных глубин всплывает в простом народе не до конца осознанными повериями, за которыми кроется символизм первообразов, первосимволов, первосмыслов. И здесь по сути речь идёт не о подкове как о предмете для ковки лошадей, а о символическом образе "Подковы". Неком ограждённом пространстве, в котором обитает Нечто.

Итак, Подкова - некое архетипичное вместилище, сравнимое с женским символизмом Чаши, Чревом. В простонародии - на сосуд или горшок похожий обитель Счастья. Примечательно, что по всей Европе - от Италии до Скандинавии, и от Ирландии до России подкову вешают на дверях и экзотерический смысл сего везде одинаков. Отличается лишь само положение подвешенного символа. В Большинстве стран Европы (Германия, Литва, Россия, Балканы, Италия, Испания) подкову вешают рожками вниз, так как думается, что благодать будет сыпатся на голову хозяев дома; в Англии и в Ирландии, наоборот, рожками вверх - это символизирует что "счастье сохраняется в доме, а не убегает".

Есть основание предполагать, что возрастающую форму подковы (рожками вниз) можно связывать с древнеевропейскими лунными Богинями, льющими свой сокровенный серебренный свет познания на этот мир. Таким образом человек, его родичи и дом находится как бы под священной защитой богини, а точнее - её материнской женственности.

Символисты связывают значение формы современной подковы с символизмом женских половых органов, а через них - рождением, становлением, накоплением, материнским утробом, лаской и охраной. В Ирландии (101 пример) и Великобритании (45 примеров) это на камне, зданиях или скалах вырезаны фигуры Sheela-na-Gigs, которые собою представляют образы обнажённых женщин с явно преувеличенной "женственостью" (грудь, половые органы). Невероятно, но эти образы сохранились даже на некоторых церквях! Из таких примеров самый известный находится на стене храма Kilpeck (Герефордшир, Англия) и датируется 1140 годом. Исследователи полагают, что такие материнские образы защищают от злых духов, смерти и всякого зла, т.е. здесь мы можем сделать вывод, что символика Sheela-na-Gigs в смысловом и даже в визуальном плане, вполне соответсвует символизму Подковы. Счастье, благополучие в доме, домашний очаг, охрана, оберег, общность рода/семьи. Как тут не вспомнить и некоторых отдалённо смысловых и даже архетипично визуальных связей с Odal (Othala) руной, которая в свою очередь символизирует некое обьятие, общую кровь, род, расу, семью, домашний очаг, родину, коллектвивное подсознание, наследие, т.е. если говорить в общих чертах - родной дом и его охрану от недоброжелательных сил из вне. Подкова (повторимся, не как сам предмет, а как архетипичный образ) несёт в себе точно такие же понятия.

Медоуз в своей книге "Магия рун" похожими "материнскими" качествами наделяет и руну Pertho, форму которой он выводит из мешочка с рунами (визуально руна тоже немного похожа на Одал, как и, собственно, на боку лежащую подкову). Он пишет: "Рунический мешочек, который шьют вручную, символизирует утроб матери. Эмбрион человека в материнском чреве сохраняет в себе давние качества предков и потенциал на будущее (...) Pertho - руна самоопределения, показывающая, что всё создаётся по образу нашего рода". Это сокровенное Знание, связь между причиной и следствием. А ведь именно познание себя, и своего рода через себя, придаёт нам уверенности, холодного спокойствия, оберегает нас от ненужных поступков, охраняет наш дом, род и расу. Воистину, божественная сила, увереность и познание придаёт Счастья в Жизни! 


43095243.jpg


Архетипичный символизм подковы (или, скорей всего, влияние арчетипичного символа через образ подковы) настоль глубоко вбит в подсознание, что поверх дверей её прибивают даже те, кто себя считает далёким от "всяких суеверий". И вовсе не важно, верит человек в защитные качества символа, или же это дело "моды", одни и те же протосимволы всплывают сами по себе и присутствуют в нашей жизни разными образами и визуальными поверхностными проявлениями: подковы, подковообразные фибулы, строго геральдические и простейшие "интуитивные" рисунки (дуги, кружки), элементы архитектурного декора, сны, визуализации, рунические и идеограмические знаки и т.д. Ведь и маленькие дети рисуют круги, кресты, свастики и треугольники не потому, что видят в них некую идеологическую или историческую подоплёку, а просто-напросто потому, что символы сии практически живут у них в крови.

В геральдике подкова присутствует по всей Европе, как на гербах городов, так и на гербах дворянских родов. Общепринятое геральдическое значения - удача; вторичные смыслы - рост, выносливость. Наличие кованых лошадей (о символике лошади во всех её аспектах можно написать сотни, тысячи страниц. Это была бы отдельная и гигантская по своим масштабам работа) показывало социальный статус владельца, богатство, стремление. Польский исследователь Папроцкий написал даже особое сочинение о подковах, как эмблемах в гербах, под заглавием "Strom czyli о herbach ze znakiem podkow". Большое об этом предмете рассуждение есть в конце Силезского гербовника (Stambuch szlezkie) того же автора (1609 г.). На различных гербах присутствуют как "одиночные подковы", так и подковы, как один из элементов герба: подкова и стрела, подкова в когтях сокола, подкова и кресты, подкова поверх восьмиконечной звезды и т.д. 


 
92758664.jpg

  • 0

#4 Оффлайн   Можайский

Можайский

    Администратор

  • Администраторы
  • 16 511 сообщений
  • ГородМожайск М.О.
  • Имя:Анатолий

Награды

                                      

Отправлено 26 Январь 2014 - 16:44

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

ПОДКОВА
Лошадиная подкова, прибитая над дверью дома, приносит удачу всем, кто в нем живет. (Повсеместно).
Если подкова над дверью взята из-под задней ноги сивой кобылы, удача будет наибольшей.
Подкова, прибитая на мачту рыболовецкого судна, защищает его от бури. (Суеверие шотландских рыбаков).
Если ты найдешь на дороге подкову, подбери ее, плюнь на нее и брось через левое плечо, загадав желание. Твое желание должно исполниться. (Север).
Найти подкову на дороге — к счастью. (Повсеместно).
Если всадник положит монету на один из камней "Кузницы Уэйленда" (Беркшир), а затем удалится восвояси, то Уэйленд чудесным образом подкует его лошадь. (Уэйленд —это Вёлунд, бог древних скандинавов. Что же касается "Кузницы Уэйленда", то это группа древних камней в районе беркширского Уайтхорса).
Вера в счастливые качества лошадиной подковы — одно из наиболее распространенных современных суеверий. Даже те, кто возмущается, когда их называют суеверными, найдя подкову все же стараются прибить ее над дверью.
Но суеверие требует (мы выяснили это на примере множества прибитых подков), чтобы она висела строго определенным образом, а именно концами кверху.
Источник этого поверья состоит в том, что дьявол (от которого должна защищать подкова) всегда ходит кругами и, доходя до каждого из концов подковы, вынужден развернуться и пойти обратно.
В Девоншире и Корнуолле — землях, населенных феями и пиксами, — суеверие, связанное с подковой, популярно и по сей день.
Чтобы отогнать дьявола, подкова была зарыта в портале Стейнинфилдской церкви в Суффолке. Очевидно, община не доверяла святой воде, которая обычно используется для этих нужд.
Многие великие люди тоже питали слабость к лошадиным подковам. Например, на "Виктории", флагманском судне адмирала Нельсона, подкова была прибита к мачте.
Г-н Кейри Хэзлитт вспоминает, как однажды он ехал со своим знаменитым приятелем по Лондону в кэбе и тут лошадь потеряла подкову. Его друг тут же выскочил из кэба и схватил подкову, чтобы прибить ее над дверью своего дома.
Когда доктор Джеймс, в то время еще бедный химик, изобрел жаропонижающее средство, его познакомили с Ньюбери, которому он мог продать свое лекарство.
По дороге к дому Ньюбери химик увидел на дороге подкову и спрятал ее в свою сумку. И все успехи, которые были достигнуты впоследствии с продажей жаропонижающего, доктор Джеймс приписывал тому, что он прибил найденную подкову под крышей своего экипажа.
Культ подковы мог возникнуть также из легенды о СвДунстане и дьяволе. Святой был известным кузнецом, и (как гласит легенда) однажды к нему явился самдьявол и попросил подковать свое копыто. Святой согласился и, приковав посетителя к стене, взялся за него так крепко, что дьявол запросил пощады, Перед тем, как освободить, святой заставил его поклясться, что он никогда не войдет туда, где будет видна подкова.
Однако, скорей всего, идею, будто подкова может защитить от злых сил, на наши острова занесли римские завоеватели. Ведь римляне были уверены, что зло можно пригвоздить к чему-либо, и вбивание гвоздей в двери и стены зданий было у них распространенным средством лечения болезней и отведения порчи.
Насколько крепко люди верили в сипу подковы, свидетельствует одно из добрых пожеланий, распространенных в начале прошлого века. "Пусть ваш порог никогда не лишится своей подковы!"
Кроме христиан, в счастливые свойства подковы верят иудеи, турки, еретики и атеисты во всем мире.

Вера в подкову широко распространена и в России: "Найти старое железо, особенно подкову — приносит счастье. Найденная подкова, прибитая к порогу торгового заведения, приносит удачу в торговле" [1].
В русских деревнях подковы обычно прибивались или перед порогом, или над дверью, правда; в отличие от английской традиции, располагать подкову было принято концами вниз.
 

"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

ПОДКОВА
На протяжении веков подкова считалась приносящим счастье и защиту амулетом во всех странах, где куют лошадей. Частично это происходит оттого, что она сделана из железа и выкована кузнецом, а частично от того, что она своей формой напоминает, а потому и символизирует, молодой месяц.
Найти подкову на дороге — очень хорошая примета, и особенно если она отлетела от задней, ближайшей к прохожему ноги серой кобылы. Нечего и говорить, что оставлять такую редкую и счастливую находку без внимания ни в коем случае нельзя. В некоторых регионах говорят, что, как и в случае с 

Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!

 или угольком, правильная последовательность действий при находке такова: поднять предмет, плюнуть на него, загадать желание, бросить через левое плечо и идти своей дорогой не оглядываясь. Впрочем, более общепринятая практика — взять подкову с собой и прибить над входной дверью или к порогу.
Вера в то, что присутствие подковы в этих местах отвращает злые силы и приносит счастье, очень стара и отнюдь не изжита и поныне, если можно принять в качестве свидетельства тому множество настоящих или игрушечных подков, висящих в городских и сельских домах по всему миру. Обри в «Remaines» (9) замечает, что «это должна быть подкова, найденная на большой дороге случайно; ее используют как защиту от злых козней или от власти ведьм; и это старинный способ, исходящий из астрологического принципа, что Марс есть враг Сатурна, под которым находятся ведьмы; и нигде его так много не используют (и поныне), как в западной части Лондона, и особенно в новых постройках». Фермеры прибивали одну, три или семь подков над стойлами и конюшнями для защиты своих животных от колдовства и, в случае лошадей, от того, чтобы феи и бесы мучили их по ночам. Моряки тоже прибивали подковы на мачты, чтобы отвратить шторма и кораблекрушение. Говорят, что на грот-мачте «Виктории» у адмирала Нельсона тоже висела подкова.
Мнения о том, как правильно подвешивать подкову, несколько расходятся. Некоторые считают, что вешать надо концами вниз. Другие, и таких, пожалуй, большинство, считают, что в таком случае удача выльется, и чтобы сохранить ее внутри, надо вешать подкову рогами вверх. У обеих теорий есть свои страстные приверженцы, но более популярной, по крайней мере в Англии, представляется все же вторая. Ф. Т. Элуорти в «Horns of Honor»  сообщает о сомерсетском фермере, который, полагая, что его заболевший скот сглазили, привесил подкову рогами вниз. Животные не выздоравливали, и сосед сказал ему, что это оттого, что подкова висит «вверх ногами». Если подкова не висит рогами вверх, ничего хорошего ожидать не приходится. Фермер внял совету приятеля, перевесил подкову и, согласно сообщенным Элуорти сведениям, больше уже не имел проблем с больным скотом.
Р. М. Хинли (97) отмечает два интересных линкольнширских способа ворожбы с использованием подков. Первый был направлен на то, чтобы не допустить белой горячки, и состоял в том, чтобы прибить три подковы в головах кровати. Сделавший это мог пить сколько ему заблагорассудится, не боясь, что начнет заговариваться или видеть чертиков.
Другой способ более изощрен и явно языческого происхождения. Хинли рассказывает, что в 1858-м или 1859-м году там, где он жил, вспыхнула эпидемия лихорадки, и он как-то раз принес больному ребенку хинин. Бабушка больного отвергла дар, сказав, что у нее есть кое-что получше, чем «эта противная горечь». Она провела м-ра Хинли в комнату, где лежал больной, и показала три подковы, прибитые в изножье кровати с молотком поперек их. Это, сказала она, отгонит приступы лихорадки. Она приделала их с соблюдением соответствующего ритуала: прибивала каждую подкову молотком, держа его в левой руке и приговаривая:
Отец, и Сын, и Святый Дух, Прибей дьявола на сук. Трижды бьет Святой мой крюк, Трижды молот бьет с наскока, Раз за Бога, и раз за Вода, и раз за Лока.
В этом заклинании наряду с Пресвятой Троицей призываются скандинавские божества Вотан (Один) и Локи, а «Святой крюк» представляет молот Тора. Но при этом крайне маловероятно, чтобы бубушка больного ребенка отдавала себе во всем этом отчет. Единственное, что она знала, так это то, что стих этот — могущественное заклинание, и что вместе с подковами и молотком он обеспечит более быстрое и полное выздоровление, чем любое химическое вещество.

 

Энциклопедический словарь "Славянский мир I-XVI века" В. Д. Гладкий, Москва  Центрополиграф 2001 г.

ПОДКОВЫ — применявшиеся в древности для защиты копыт рабочих животных чулки или башмаки, сплетенные из камыша, лыка, соломы, веревки, позже — железные пластинки с крючками; эти приспособления привязывали к нижней части ноги животного ремнями или веревками. Современные П., прибиваемые гвоздями, изобретены римлянами (судя по многочисленным находкам в поздних римских военных лагерях) не позже 3 в. С тех пор П. почти не менялись.
П. бывают летние и зимние. Зимой и в случае передвижения по скользкой дороге для большей устойчивости животных на нижней поверхности П. делаются шипы (выступы). Различаются также П. для верховых, упряжных лошадей и др. Для порочных и больных копыт применяют круглые П., полуподковы и др.
 

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

ПОДКОВА
Древний талисман против дурного глаза, но только если изгиб подковы направлен вверх — это подтверждает теорию, что предполагаемая магия подковы основана на защитном символизме месяца (железо образует форму полумесяца).

 

В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

ПОДКАВЫКАТЬ (подковыкать), подковать лошадь, ковать, пришивать под копыта гвоздями подковы. Подкуй, да не закуй. У коня ноги подкуты, зап. подкованы.Подкуй козла: лошадям легче! Языка не подкуешь (чтоб не спотыкался). Подковать сапоги, подбить железные скобки, подковки. Подковать сани, подбить подрезы. || — кого, обмануть, надуть. || Подковало на дворе, безличн., подморозило, подмерзло. —ся, страдат. или возвр. по смыслу речи. Подкавыванье, подкованье, подков, подковка, действ. по глаг. || Подковка, —вочка, умалит. подкова, железная скоба, выкованная по конскому копыту, обычно с шипами назади, по концам, и с одним напереди, с продольной снизу бороздкой и восемью дырами в ней, для гвоздей. Вологжане жеребенка с подковами съели, замест теленка. || Подковка, новг. прорубь, на Ильмене, куда рыболовы запускают рели, шесты, прогоны. Подковный гвоздь или ухналь (Hufnagel) походить на костыль. Подковочный стан, в коем подтягивают лошадь на подпругах, для ковки. Подковник, растен. Hippocrepis, переводн. Подковообразный, подковчатый, очертаньем похожий на подкову. Подкавыватель лошадей, подкователь, подковщик, подковавший кого, что-либо; || подковщик, мастер или продавец подков.

 

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Подкова*

— В древности подковывания не существовало в теперешнем значении этого слова; существовало только обувание ног лошади в особого вида соломенные сандалии, подобно тому как это и поныне делается еще в Японии. Подковывание впервые начали практиковать галлы, причем П. делались из железа или бронзы. В VI в. по Р. Хр. подковывание изредка производилось германцами, славянами и вендами. В IX в. встречается первое упоминание ("Tactica", V, 4, Льва VI) о существовании подковывания у греков, вероятно, занесенного в Константинополь германцами. Во всеобщее употребление в Европе ковка лошадей вошла только в XIII в. по Р. Х. Главнейшие основания ковки лошадей, приготовления и расчистки копыт для подковывания и т. д. описаны уже в ст. Копыто (см.); здесь только описываются фигуры прилагаемой таблицы.


Пожалуйста, войдите ЗДЕСЬ или Зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ для просмотра ссылок!


ПОДКОВЫ.

Фиг. 1 и 2 изображают копыта: фиг. 1 с передней ноги — более круглое, фиг. 2 с задней ноги — более овальной формы; а) роговая стенка, б) роговая подошва, в) роговая стрелка, г) заворотные углы, д) белая линия, е) пяточный угол; фиг. 3 изображает нерасчищенное копыто; фиг. 4 — копыто вполне расчищенное и приготовленное для подковывания со снятым омертвелым рогом на подошве и на стрелке, с укороченною и выровненною роговою стеною; расчистка копыта производится следующими инструментами: обсечкой (фиг. 5), копытным рашпилем (фиг. 6) и копытным ножом (фиг. 7); последние два употребляются уже при более тщательной расчистке, так сказать, окончательной отделке копыта; обсечка, а также часто употребляемые острые клещи (для откусывания твердого рога) употребляются при грубой расчистке, начальной стадии ее. Копытный нож, иначе называемый английский (так как он был введен в употребление англичанами), употребляется для снятия лохмотьев отслоившегося омертвевшего рога на стрелке и подошвенной части копыта, не часто им пользуются и для снятия наросшего рога на стенках копыта; если на этом роге еще останутся возвышения, то их стирают рашпилем, так как копыто должно вплотную прилегать к П. Фиг. 8 изображает нормальное подкованное копыто, фиг. 9 и 10 переднюю П. без шипов, фиг. 9 нижнюю ее поверхность, фиг. 10 — верхнюю: а) гвоздевая дорожка, б) выбухтовка, в) отворот. Фиг. 11 — П. для передней ноги, фиг. 12 — для задней; фиг. 13 — зимняя П. для верховой лошади, с винтовыми шипами, фиг. 14 — П. для скаковой лошади, фиг. 15 — летняя, фиг. 16 — зимняя П. для упряжной лошади (первая с простыми шипами, вторая — с винтовыми). Фиг. 17 — П. с утонченными ветвями для крутого копыта, фиг. 18 — для плоского копыта, фиг. 19 — для полного копыта, фиг. 20 — для узкого, сжатого копыта — все 4 с верхней поверхности; фиг. 21 — круглая П. сверху, фиг. 22 — П. с крышкой снизу; фиг. 23 — кованое копыто с воловьей и поперечной трещинами. Здесь же видно, как следует лечить трещины копыта: вверху у венчика сделана английским копытным ножом полулунная выемка рога, чем предотвращается продолжение трещины и на вновь нарастающий с венчика рог; затем на трещину положены две заклепки, препятствующие краям трещины расходиться. Фиг. 24 изображает машинные гвозди разных П. в натуральную величину. Мерка для П. снимается с помощью подометра (см.). Лучшим руководством по подковыванию лошадей считается Lungwitz, "D. Hufgeschlag" (Дрезден).

В. Г.
 

Газета мартыновских краеведов "КАЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ" № 138 стр. 15

  Апрель. В деревне Костеве, в доме крестьянина П-ра Р-го, сын сего последнего Павел заболел тифозной горячкой, но, по милости Божией, чрез несколько времени выздоровел. А между тем той же самой болезни подверглись ещё две женщины: жена выздоровевшего и тёща его. Затем болезнь распространилась и на соседние домы.
    Напуганные крестьяне, прекратив все необходимые в общественном быте взаимные отношения с заражёнными семьями, в то же время постарались застраховать жизнь свою от тифа. И чем же, думаете, застраховали крестьяне свою жизнь? Не подумайте, что они обратились в правильно организованное общество страхования жизни в Санкт-Петербурге; нет, они застраховали жизнь свою и скорее, и проще: спасительным средством в этом случае суеверно признана лошадиная подкова.
    Когда наступили дни Святой Пасхи, местный священник Вишневский, явившись в деревню Костево для совершения пасхального молебствия, не мог не заметить, что почти в каждом доме, под порогом выходной двери, прибита была лошадиная подкова. На вопрос священника о значении подковы в отношении к порогу сначала не было никакого положительного ответа - крестьяне ограничивались только указанием на купеческий обычай прибивать лошадиные подковы к порогам магазинов.
    Затем священнику удалось узнать от одной девочки, учившейся в Платуновской начальной школе, что подкова прибивается к порогам магазинов, как говорила ей бабушка, для того, чтобы больше было покупателей в магазинах. В отношении же к заразительным болезням имеет такое будто значение, что заражённый болезнию человек не может передать своей болезни тому соседу, в доме которого к порогу выходной двери прибита подкова, так как при входе заражённого в токовый дом болезнь остаётся за порогом. На такое суеверное значение подковы в применении её к заразительным болезням указывает и то, что она везде прибивается передним шипом к двери. Выслушавши объяснение девочки, священник сделал крестьянам надлежащее внушение касательно суеверного обычая, после чего одни из них, стыдясь за свой поступок, немедленно оторвали подковы, а в некоторых домах подковы торчат у порогов и теперь, как какая-либо необходимейшая принадлежность порога.


  • 7

#5 Оффлайн   Epizod

Epizod

    Новичок

  • Почетный форумчанин
  • 856 сообщений
  • Городразъезд Мухино
  • Имя:Николай

Награды

                       

Отправлено 26 Январь 2014 - 21:48

"О, сколько нам открытий чудных... " (с)

 

До сей поры я пребывал в уверенности, что подковы у лошади одинаковые на всех ногах. Оказывается передние от задних отличаются. Буду знать. Я в прошедшем сезоне выцепил одну подковку, в гараже лежит "на счастье". Теперь придётся её почистить и атрибутировать.  :)

 

Познавательно. Спасибо Анатолий!


  • 0

#6 Оффлайн   ЖБАН

ЖБАН

    .......

  • Почетный форумчанин
  • 4 720 сообщений
  • ГородМосква
  • Имя:Юрий

Награды

                 

Отправлено 27 Январь 2014 - 08:40

На даче, над входом весит подкова, точно не современная. Надо ж, даже никогда не задавался вопросом откуда она и сколько ей лет...

Обязательно "суну нос", и разузнаю про неё что нибудь. Сфотографирую и выложу.


  • 0
"Поменьше в наши дни имей друзей, простак.
Будь на признания скуп, не слушай льстивых врак,
А погляди с умом - и ты увидишь сразу:
Тот, кому верил ты - он твой предатель, враг !."

О.Хайям

#7 Оффлайн   c162ac

c162ac

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 57 сообщений
  • ГородМосква под боком

Отправлено 27 Январь 2014 - 08:49

Французы в 1812 году

 

"О, сколько нам открытий чудных... " (с)

До сей поры я пребывал в уверенности, что подковы у лошади одинаковые на всех ногах. Оказывается передние от задних отличаются.

Буду знать. Я в прошедшем сезоне выцепил одну подковку, в гараже лежит "насчастье". Теперь придётся её почистить и атрибутировать. :)

 

Познавательно. Спасибо Анатолий!

В 1812 году французы при отступлении несли большие утраты из-за того, что у их лошадей подковы были без "шипов", что часто не позволяло лошадям подниматься в скользкую обледеневшую горку с тяжелым грузом (пушки, награбленное и т.д). На подковах  русской армии такие шипы имелись, что позволяло лучше маневрировать в морозных условиях, когда раскисшие дороги покрывались льдом.


  • 0

#8 Оффлайн   ЗЯБЛИК68

ЗЯБЛИК68

    Новичок

  • Клуб "Старейшина"
  • 344 сообщений
  • ГородМосква,Чертаново
  • Имя:Володя

Отправлено 29 Январь 2014 - 11:59

Вот обыкновенная подковапод.JPG

и кусок большой большой,также маленькая какая-то размером6.5 на 7 из бронзы.под1.JPG


  • 1