Перейти к содержимому



Фотография

На посошок, стременная, на ход ноги


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Оффлайн   зубастик.

зубастик.

    Пользователь

  • Почетный форумчанин
  • 1,090 сообщений
  • Городгород на глобусе
  • Имя:Игорь

Награды

                                                  

Отправлено 06 May 2014 - 21:55

 
В 4-5 в.
до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество
яств и напитков не регламентировалось, но существовали правила этикета,
запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где
говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить
штраф.
 
«100 фронтовых».
 
Их во
время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940
году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под
Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия
боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный
приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года
Государственным комитетом обороны СССР.
 
Тост за здоровье.
 
Еще при
Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные
настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в
лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».
 
На троих.
 
В
советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка
стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда
знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще
останется.
 
Гранёный стакан.
 
В XVII
веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и
грани… Первый стеклянный граненый стакан был изготовлен в 1943 г. по
эскизам Веры Мухиной. По другой версии дизайн знаменитого стакана
принадлежит Казимиру Малевичу. Такой стакан отличался повышенной
прочностью – при падении с метровой высоты на твердую поверхность
граненый стакан оставался целым.
 
В ящике водки 20 бутылок.
 
В
допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена
Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку
стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре умещалось ровно 20
бутылок. На основании этих мер велась торговая документация..
 
Пустую бутылку нельзя ставить на стол.
 
Об этом
гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из
Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские
официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще
выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на
столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть
пустой тары под стол.
 
Посошок на дорожку.
 
Издавна
на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг
не любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету
не от безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы)
ходили, по святым местам, по делам родственным и торговым. Были
специальные молитвы перед началом странствия и после его благополучного
завершения, были и обычаи, которые твердо соблюдались.
 
Странники
шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему,
опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах, и защитой от
зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие
случаи.
 
Странники
и путешествующие перед длинной дорогой, неизвестно что им сулящей,
забрасывали котомку на спину, брали в руки посох и на минутку
останавливались у калитки родного или приютившего их дома. Тогда и
подносилась чарка на посошок. Обычно наливал ее старший в роду. Первому —
тому, кого ждала дальняя дорога. Наговоры при этом были разные, но
обязательно с пожеланиями удачи: «Чтобы дорога белой скатертью
стелилась», «Чтобы лиха беда стороной обошла», «Чтобы нечистая сила с
пути не сбила»… и другие с таким же смыслом.
 
Порою
чарку или ковшик в буквальном смысле ставили на посох, на его верхний
утолщенный срез. И внимательно следили: если чарка не опрокидывалась —
это был добрый знак. Отправляющийся в дорогу должен был выпить чарку до
дна, оставив несколько капель, которые следовало выплеснуть через плечо —
«смочить дорожку». После этого чарка снова ставилась на посох, но уже
вверх донышком —мол, дело сделано.
 
Стременная.
 
Это
очень давний обычай, также связанный с началом трудного дела —
путешествия, охоты, ратного похода. Так и видится: легко вскакивает наш
пращур-воин в седло, поправляет шлем, кольчугу, меч. Стремя ему
поддерживает стременной. И именно в эту последнюю минуту прощания ему
подносится стременная чарка (чаша, кубок). Подносит чарку на подносе
любимая супруга. А после того, как чарка (кубок) выпита, ее воин отдает
стременному.
 
Закурганная.
 
Осушить
закурганную чарку — обычай казачий, степной. В старину казачьи станицы
ставились так, чтобы рядом с ними — на основных дорогах — обязательно
были древние курганы. На них располагались сторожевые посты, вышки,
сигнальные костры, которые зажигались в случае опасности.
 
За
курганами начиналась беспокойная степь, порою дикая и необжитая, полная
опасностей. И было принято провожать уважаемых гостей и родственников
именно «за курганы». А дальше уж как судьба с ними обойдется…
 
Эта
обязанность — провожать «за курганы» — принадлежала молодым, сильным,
удалым. И получалось что-то вроде почетного казачьего эскорта, когда
молодые казаки соревновались в лихости, демонстрировали сноровку,
лошадей и оружие. Чем многочисленнее был эскорт, тем больше было почета и
уважения уезжавшим.
 
Наконец,
останавливались там, где в таких случаях делали остановки еще их
прадеды. Иногда «закурганная чаша» (штоф, кубок) пускалась по кругу,
порою разливали в походные кружки — каждому и обязательно всем, и
уезжающим, и провожающим. Пить же не неволили — это было дело личное.
 
Пили же
«закурганную», как правило, без закуски, потому что только-только встали
из-за столов, да и все мысли были уже о дороге. Выпивали под пожелания
удачи, обязательно недолго молчали, чтобы случайно ее не спугнуть, а
потом долго смотрели, как уносятся вдаль по степной бесконечной дороге
всадники…
 
И на
посошок, и стременная, и закурганная — эти чарки, по обычаю, выпивались
всегда по одной и не повторялись, так как подносились от чистого сердца,
а не от хмельных потребностей.
Прикрепленный файл  6d31b8dafe85.jpg   23.17К   0 Количество загрузок:

  • 4


%E7%F3%E1%E0%F1%F2%E8%EA..gif+7(916)4571789