Многие из нас находят вот такие штуки, а многие и коллекционируют их, так что такое копоушка?
Копоушка (ковырялка ушная) - инструмент для чистки наружного слухового прохода от серы. Цельнометаллическая. В виде маленькой ложечки с удлиненным овальным в поперечном сечении черенком (расширяющимся к концу стержнем); на конце - крупное ушко.
Копоушки представляют собой тонкий перевитый стерженек с подобием крошечной ложечки на одном конце и петелькой для подвешивания на другом. Копоушки известны в качестве туалетных принадлежностей многим народам. В степях Восточной Европы они впервые появились у сарматов, бытовали у гуннов, широко известны в салтово-маяцких памятниках, знакомы финно-угорским народам Поволжья. Очень часто копоушки входили в состав богатого туалетного набора – шейного, нагрудного или поясного, состоявшего из медальона или цилиндра с привешиваемыми к нему на цепочке копоушкой, ногтечисткой, щипчиками, ситечком, иногда зубочисткой. Огузские копоушки сочетали в себе два начала – и утилитарное и декоративное, но можно говорить о том, что декоративное начало превалировало. От копоушек предыдущих эпох огузский копоушки отличала роскошная орнаментация петли для привешивания. Очень часто на них имелись изображения птиц, дерева, выполненные с помощью литья и украшенные поясками псевдозерни.
Копоушки изготавливались из дерева, кости, стекла и металла.
Они могут быть в сечении плоскими, круглыми и гранеными, иногда имеющими орнамент.
Происхождение данных предметов уходит в глубокую древность. Так, на поселении Марик конца II - начала I тыс. до н.э., что в Сирии, были
найдены свидетельства бытования копоушек уже в эту отдаленную эпоху (Литвинский Б.А., 1978, с. 137).
Известны они и в материалах среднеевропейской лужицкой культуры, зафиксированы на североиндостанских памятниках конца I тыс. до н.э. - начала I тыс. н.э. (Кухаренко Ю.В., 1969, с. 76; Литвинский Б.А., 1978, с. 136 - 138). Кроме того, они известны в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с I тыс. до н.э.
ВI тысячелетии н.э. копоушки выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы. Были эти изделия, в значительной степени, распространены в Италии, Франции эпохи Меровингов и Китае танского времени (Литвинский Б.А., 1978, с. 136 - 138; Hermann J., 1971, abb. 158 ; Kiss A. 1973, р 327 -340; 1977, р. 129 - 142). В некоторых регионах копоушки зафиксированы по поздним археологическим и этнографическим материалам - на памятниках удмуртов и коми вплоть до XIX в. (Грибова Л.С., 1980, с. 136-143; Шутова Н.И., 1992, с. 22). В настоящее время бытуют у хантов, манси, туркменов и бурят (Гаврилина Л.М., 1985, с. 214 - 226).
Нелишним будет заметить, что современная промышленность также производит эти изделия (например, в маникюрных наборах).
Необходимо сказать, что материал изготовления копоушек неоднороден. Кость, бронза, золото - далеко не весь перечень используемого сырья, что также сыграло немаловажную роль при рассмотрении их как объекта исследования. Тем более что копоушки в работах по археологии Восточной Европы нередко выступают в роли важного исторического источника по культуре, быту и верованиям древнего населения.
Несмотря на огромную территорию бытования копоушек, широкие хронологические рамки, неоднозначность суждений по поводу их функционального назначения, разнообразие материала для изготовления, они остаются мало изученными. Отсутствие целостной, сводной работы такого плана, подталкивает нас к углубленному, более полному изучению этих изделий, подтверждают актуальность и необходимость обращения к теме настоящего диссертационного исследования.
Источниковую базу исследования составляют копоушки, происходящие со 198 археологических памятников 18-ти культурно-исторических областей Восточной Европы (рис.1). Сюда вошли материалы северо-причерноморских кочевников I тыс. до н.э. - начала I тыс. н.э., древности Кавказа, Крыма, салтово-маяцкой АК, поволжские огузо-печенежские памятники, поломско-чепецкие древности, изделие из неволинской АК, Волжской Болгарии, чумойтлинской АК, вымско-вычегодские древности, поволжско-ветлужско-вятские, ливские, древнерусские памятники, материалы Приладожья, костромского Поволжья, а также копоушки со средневековых памятников эстов и карелы (всего 909 изделий). Вследствие этого имеющиеся материалы наиболее удобно охарактеризовать в этнокультурно-хронологическом ракурсе, начиная с северо-причерноморских степных древностей и заканчивая культурой карелы и Древней Руси - т.е., с VIII в. до н.э. по XV в. н.э