Перейти к содержимому



Фотография

Город железной розы


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 Оффлайн   Verzond

Verzond

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 211 сообщений
  • ГородВыкса
  • Имя:Артем

Награды

     

Отправлено 16 Январь 2015 - 11:11

gerb.jpg

 

История Выксы

«Железный век» Выксы начался в первых десятилетиях XVIII века. В 1719 году знаменитый указ Петра Великого разрешил «каждому на Руси искать, чистить и плавить металлы».

Именно тогда в окрестностях Выксы появились первые родники-«дудки», где велось кустарное изготовление кричного железа. Но подлинное – промышленное – развитие металлургии в этих краях связано с указом дочери Петра Елизаветы, которая, возможно сама того не подозревая, стала первым русским правителем-экологом. «Для охраны лесов от истребления» императрица распорядилась закрыть ряд заводов на расстоянии двухсот верст от Москвы. В составленный Сенатом список попали и предприятия известных «железных заводов промышленников» Андрея и Ивана Баташевых, и братья были вынуждены оправиться на поиски новых мест.

Окрестности Выксы в то время идеально подходили для создания нового металлургического производства. Богатые залежи железной руды, близость к важной транспортной магистрали – реке Оке – и соседство со знаменитой Нижегородской ярмаркой стали для Баташевых определяющими факторами. Спустя два года после переселения, в 1757 году, начал выпускать чугун первый на новых землях – Унженский – завод Баташевых, расположенный во Владимирской губернии.
Развитию же производства непосредственно в Выксе препятствовало серьезное обстоятельство: эта территория считалась «землями новокрещенной мордвы», а потому строиться здесь разрешалось только с особого монаршего благоволения. И в августе 1765 года Екатерина II преподнесла братьям царский подарок: спустя несколько дней после дня рождения Ивана Родионовича Баташева и чуть раньше его именин императрица подписала особый указ, разрешающий братьям осваивать берега Выксы и Велетьмы.

Интересен механизм приобретения земель, который использовали предприимчивые Баташевы: новые земельные угодья закладывались под внушительный залог, а крепостные крестьяне из купленных деревень переводились на заводы и становились рабочими. Таким образом, Баташевы одновременно увеличивали оборотный капитал своих предприятий и обеспечивали их дополнительной рабочей силой. Результатом этой практики стало троекратное увеличение объемов производства на Унженском и Гусевском заводах Баташевых за три года, с 1762 по 1764 годы.

Баташевские железоделательные заводы стали промышленным символом своей эпохи, поэтому неудивительно, что и с самими предприятиями, и с их владельцами связано немало любопытных легенд и историй.
Одна из них касается эпохи турецких кампаний в конце XVIII века. Тогда Баташевские заводы стали основными поставщиками орудий, ядер и бомб для русской армии. Только в 1770 году в Выксе досрочно изготовили почти полторы сотни пушек разного калибра и «бомб и ядер без счету». Но пушечное производство было новым делом для выксунских предприятий, и на испытаниях часть баташевских пушек разорвало. Для выяснения обстоятельств на заводы отправили нового государственного приемщика из Петербурга, который помог выксунцам наладить производство. По преданию, нового приемщика, капитана 2-го ранга русского флота звали Осип Абрамович Ганнибал, а был он родным дедом А.С. Пушкина.
Другая легенда рассказывает, что в казне не хватало денег для пушек. И Баташевы направили Екатерине послание, в котором просили из-за этого «матушку не беспокоиться»: «Поставим пушек, - писали они, - сколько России нужно будет».

Два века назад наша армия дала уверенный отпор захватническим войскам Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Свою лепту в ту нелегкую победу внесли и выксунские железоделательные заводы, основанные братьями Иваном и Андреем Баташевыми. Не жалея печей и угля, металлурги отправляли на фронт все новые и новые партии пушек и снарядов. Выксунцы приняли непосредственное участие в чествовании победителей. Ведь именно местные мастера изготовили сложнейшее художественное чугунное литье для декора знаменитой Триумфальной арки на Кутузовском проспекте в Москве. Архитектурный памятник и по сей день венчает композиция «Колесница славы», отлитая в Выксе. Строительство арки проходило с 1829 по 1834 годы под руководством главного архитектора Москвы Осипа Бове. Для ее украшения скульпторы Витали и Тимофеев создали композицию из чугунного литья: крылатую богиню Победы в колеснице Славы, запряженную шестью конями. Все фигуры были отлиты на Выксунских заводах Баташевых-Шепелевых.

Кроме Триумфальной арки выксунское литье использовалось для украшения многих известных памятников истории и культуры в Москве. В Выксе отлили винтовые лестницы для арсенала Московского кремля, ворота и решетку Провиантских складов, чугунные напольные плиты для храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" на Большой Ордынке. После смерти Ивана Родионовича Баташева заводы стали собственностью его зятя – героя Отечественной войны 1812 года генерала Д.Д. Шепелева. Заводы Шепелева были одним из главных промышленных центров России, и не удивительно, что с ними связаны имена многих известных людей. Писатель Сухово-Кобылин, один из близких родственников управляющего заводами, писал в Выксе свою знаменитую «Свадьбу Кречинского». Д.Д. Шепелева некоторые склонны считать прототипом пушкинского князя Верейского – того самого «вкусившего жизни» жениха Маши Троекуровой из повести «Дубровский».

 

В начале XIX века происходит стремительное развитие выксунских заводов, растет объем производства, в том числе и в связи с выполнением военных заказов. Одновременно поистине всероссийскую известность приобретает усадьба выксунских заводчиков, частыми гостями которой становятся не только первые лица губернии, но и вельможи российского императора.

После смерти Д.Д.Шепелева в 1841 на фоне общего социально-экономического кризиса в России в связи с использованием крепостного труда усугубляется упадок производства на Выксунских заводах. Да и новый владелец заводов И.Д.Шепелев не проявлял большой энергии в делах, не стремился поддерживать на прежнем уровне, вел расточительную жизнь. Выксунские заводы попадают в зависимость от торгового капитала. По просьбе сестер и младшего брата Николая правительство отстраняет от управления заводами Ивана Шепелева и назначает опекунский совет. С 1846 года полновластным распорядителем дела стал назначенный опекуном находившийся в родственных связях с Шепелевыми артиллерийский полковник В.А.Сухово-Кобылин.
Состояние дел на заводе становилось все более тяжелым, производство сокращалось. Опекунство переходило из рук в руки.
К 1826 году заводы попали в полную зависимость к купцам Пастухову, Баркову и Рукавишникову. В это время появилось правительственное распоряжение об оценке Выксунских заводов и продаже их с публичных торгов. В июле 1865 заводы переходят к английским акционерам.
В 1881 году заводы правительством были переданы баварскому подданному – Лессингу. Было образовано акционерное общество "Выксунских горных заводов".
Начало XX века было в Выксе, как и везде в России, временем неспокойным. С началом Первой мировой войны вынужден был уехать на родину германский подданный, управляющий выксунскими заводами А.И. Лессинг. Именно ему обязано было своим стремительным ростом металлургическое производство Выксы в конце XX века. По инициативе Лессинга были построены новые корпуса, в которых выпускалась только самая ходовая продукция: железо, гвозди, стальные болванки. Рельсы, изготовленные на выксунских заводах, использовались при строительстве всех железных дорог империи.
Но война диктовала свои условия, и предприятия, приспособив производство к военным заказам, переходили от одного государственного управляющего к другому. Революцию 1917 года выксунские заводы встретили в статусе одного из ведомств управления шоссейных дорог Министерства путей сообщения.
Всю Гражданскую войну заводы оставались единственным металлургическим предприятием европейской России, которое стабильно работало и выпускало металлопродукцию. В Поволжье в то время бушевал голод. В 1918 году в Москву, на имя Ленина, пришла телеграмма из Выксы. Ее безвестные отправители сообщали, что «едут на пароходах со своими отрядами и пулеметами добывать хлеб силой». В ответном послании Ильич расценил их действия как «превосходный план массового движения с пулеметами за хлебом», назвав выксунских экспроприаторов «истинными революционерами».
В годы Великой Отечественной войны завод в рекордные сроки освоил выпуск принципиально новой продукции, необходимой оборонной промышленности. Несмотря на то, что план по выплавке стали был увеличен более чем в семь раз, выксунские металлурги перевыполнили и его.

Броневая сталь Выксы использовалась не только для создания танков и бронепоездов. В 1942 году из этой брони собирали корпуса уникального выксунского проекта - железнодорожного бронеавтомобиля Б-64В. Буква «В» означала «выксунский». Легкий броневик должен был ездить… по рельсам! Для этого автомобиль поставили на железнодорожные колеса, и он успешно прошел испытания, обнаружив единственный недостаток – малую скорость движения.

83-154-thickbox.jpg

Для охраны бронепоездов и разведки на местности с развитой железнодорожной сетью броневик пробовали поставить на рельсы. В декабре 1942 года испытывался БА-64в (разработки Выксунского завода) на металлических колесах с ребордами вместо автомобильных. Недостаток конструкции заключался в длительности и трудоемкости замены обычных колес на железнодорожные.

 

Достопримечательности города

 

Выксунский городской парк культуры и отдыха находится в центре города. Он спланирован во французском стиле по образцу известных европейских парков Версаля, Летнего сада в Санкт-Петербурге, парков Петергофа. Главная липовая аллея заканчивается домом-дворцом Баташевых.

 

Памятник Ивану Баташеву и памятник Андрею Баташеву, открытые в 2001 году.

 

Православная церковь Рождества Пресвятой Богородицы на улице Ленина, 67, построенная в 1797-99 годах.

 

Христо-Рождественская церковь на Советской площади, построенная в 1773 году.

 

Православный крестильный храм Варнавы Гефсиманского на Советской площади, построенный в 1999 году.

 

Памятник Ленину на Советской площади, открытый 7 ноября 1927 года.

 

Мемориал погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, открытый в 7 ноября 1977 года на площади Октябрьской Революции.

 

Здание Дворца культуры металлургов, построенного в 1927-29 годах.

 

Здание Дворца культуры имени Ленина, построенного по типовому проекту в стиле провинциального "сталинского" ампира в 1952-62 годах.

 

Четырёхэтажный дом 23 на улице Красных Зорь, построенный в 1958 году, - один из первых панельных домов в СССР.

 

Гиперболоидная башня, сооружённая в 1898 году, и цех с парусообразными перекрытиями, построенные по проекту архитектора Владимира Григорьевича Шухова на металлургическом заводе. Башня - одна из двух сохранившихся в России высотных многосекционных гиперболоидных конструкций. Другая - в Дзержинске.

 

Православный Выксунский Иверский женский монастырь на Краснофлотской улице, 58, на территории которого находятся:

 

Собор Троицы Живоначальной, построенный в 1897-1904 годах.

Церковь Иверской иконы Божьей Матери, построенная в 1886 году.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1884-87 годах.

 

Церковь Иоанна Богослова 

Богослов.jpg

Храм Иоанна Богослова является одним из зданий, построенных благодаря активной деятельности братьев Баташевых в Выксе. Возвели его в конце XVIII века, а освятили в 1799 году. Ныне находящаяся на пересечении улиц Ленина и Красных зорь церковь стояла раньше между двумя слободами, на пригорке рядом с кладбищем. Прихода первоначально в нём не было, так как главной в городе считалась Христо-Рождественская церковь, возведённая ещё раньше. В XIX веке храм увеличили в размерах, к нему пристроили трапезную, и в целом обновлённый храм стал напоминать корабль. В 1936 году храм закрыли в связи с тем, что считался он кладбищенским, а через кладбище собирались проводить магистраль. В церкви собирались сделать клуб пионеров, но прихожане собрали подписи и прислали Сталину прошение об отмене переделки храма для целей клуба. Сталин, по словам очевидцев, был неприятно удивлён, что верующих оказалось так много. Тем не менее, церковь была закрыта, и в 1937 году переоборудована под детский сад. В связи с переделками в храме, многие первоначальные росписи внутри него были утрачены. В 1994 году началось восстановление храма, и ему был присвоен статус архитектурного памятника республиканского значения. В 2006 году реставрация завершилась, и храм снова стал принадлежать верующим.

 

Христо-Рождественская церковь

церковь 2.jpg

800px-Vyksa-tserkov.JPG

Как и большинство старинных церквей, Христо-Рождественская церковь была сначала деревянной. Каменной она стала в 1773 году, хотя колокольню возвели уже позднее. Церковь строил архитектор, который возвёл и дворец братьев Баташевых — М. П. Кисельников. Состоит здание из двух частей — летней и зимней, зимняя церковь более продолговатая. В целом церковь возведена в стиле классицизм, о чём свидетельствуют её пропорциональность и строгие формы, но имеются элементы стиля барокко, который отразился, например, в разных формах проёмов окон. Колокольня состоит из четырёх ярусов, которые образуют красивый тонкий силуэт на фоне неба.

 

Выксунский Иверский монастырь

verh6.jpg

Выксунский Иверский женский монастырь основан в 1863 г. прп. Варнавой Гефсиманским.
Прп. Варнава взялся за устройство женской обители, исполняя завет своего старца Григория.
Иверская обитель началась в 1864 г. с богадельни, правительницей которой признавалась и в течении десяти лет управляла одна из первых двенадцати насельниц – Неонилла Честнова, старшая по возрасту и несколько знакомая с правилами и уставами монашеской жизни.
Местность, избранная старцем, издавна почиталась в народе святою. Предание говорит, что здесь в ночное время многократно раздавался колокольный звон и были видимы горящие свечи.
С середины 1874 г. на протяжении семи лет до 1882 г. обителью управляла Мария Пивоварова – дочь усопшего юродивого Димитрия Пивоварова. При ней был построен первый каменный храм, колокольня, а также сложена фасадная стена ограды.
С 1882 г. Начальницей общины назначена монахиня Софийского Рыбинского монастыря старица Митрофания (Крюкова). Мудрая и опытная в монашеской жизни, она была с радостью принята сестрами и стала поистине духовной матерью всем подвизающимся в обители.
Не случайно, именно при Митрофании в 1887 г. Иверская община была возведена в степень третьеклассного монастыря, а настоятельница - в сан игуменьи.
Следующей настоятельницей с 1892 г. стала монахиня Павла (при ней 17 августа 1897 г. совершилась закладка величественного собора в честь Живоначальной Троицы). А с 1907 г. и до самого закрытия обителью управляла игуменья Серафима.
Иверский монастырь процветал и славился своим благолепием по всей Руси .
Три монастырские святыни были особо почитаемы:
- икона Иверской Божией Матери,
- металлическая художественной работы гробничка с частями мощей св.угодников «числом до 100»,
- купель и статуя Плачущего Христа (в настоящее время находится в Христорождественской церкви),
Ансамбль монастыря составляли:
- Успенская больничная церковь,
- величественный Иверский храм,
- Собор Живоначальной Троицы, внешним видом своим напоминавший Храм Христа Спасителя,
- колокольня, самый большой колокол которой весил 1076 пудов, а также белокаменные жилые и хозяйственные корпуса и прочие монастырские постройки.
Окаймленная густым лесом территория монастыря была украшена роскошными цветниками, аллеями и фруктовыми садами. Стены храмов расписывались художниками знаменитой палехской мастерской Сафонова.
Даже сама система расположения зданий имела символический смысл. Монастырский комплекс вызывал ассоциации с описанным в Апокалипсисе (XXI, 12-16) и изображаемым на иконах небесным градом Иерусалимом.
Паломники стекались со всех концов Руси, чтобы побывать в этом благодатном месте.
Разорение.
После Октябрьской революции Иверский монастырь не избежал участи других российских монастырей.
В 1919 году обитель закрыли. Церковное имущество, иконы и утварь были национализированы. Монастырские строения и некоторые храмы использовались советскими организациями или были отданы под жильё.
В 1927 году были взорваны колокольня и разрушен Собор Живоначальной Троицы.

1.jpg

2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg

26 октября 1991 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, зарегистрирована религиозная община. Ее настоятелем назначен священник Александр Куликов, под руководством которого шли работы по воссозданию первого действующего храма. Им стало здание бывшей церковной лавки, соединенной с колокольней. Его переоборудовали под храм и освятили главныйпрестол в честь иконы Иверской Божией Матери.
25 февраля 1993 г., в день праздника иконе Иверской Божией Матери здесь была отслужена первая Божественная литургия.
Величественная, пятиярусная колокольня была в плачевном состоянии: три верхних яруса снесены, а на их месте водружен огромный железный бак. При Советской власти колокольню пытались приспособить под водонапорную ю башню для снабжения водой населения "Монастыря".
Тогда же в начале 90-х начались реставрационные работы и в домике прп. старца Варнавы, а также расчистка от мусора и камня взорванного Троицкого собора.
Радостным событием в жизни возрождающегося прихода стало возвращение в монастырь уцелевшей святыни - Иверской иконы Божией Матери. Икона находилась в плачевном состоянии, поэтому было принято решение о ее ревставрации. Святыню отправляют в Дивеевский монастырь, где стараниями сестер - реставраторов она получает второе рождение.
Рассказывают, что когда, иконы Троицкого собора были сброшены в груду недалеко от приготовленного к разрушению храма, собравшиеся верующие слышали раздававшийся оттуда плач. Он прекратился только после того, как жители ближайшего дома тайно извлекли изображение Иверской Божией Матери. Недавно с этой иконой вновь случилось чудесное событие – при реставрации ее произошло самообновление.
При расчистке завалов в Троицком соборе из под обломков кирпича была извлечена Тихвинская икона Божией Матери, что еще больше укрепило веру в Небесную покровительницу.
В 1997 г. община была переименована в монастырь, первой настоятельницей которого становится монахиня Феофилакта (Левинкова). С малым количеством сестер она возобновила монашескую жизнь старинной обители. А 24 октября, накануне празднования престольного праздника Иверской иконы Божией Матери, по благословению митрополита Николая (Кутепова), были одеты в подрясники первые 14 сестер.
В монастыре началась совершаться Неусыпаемая Псалтирь.
Постепенно обители передаются бывшие монастырские здания, в частности - бывшей Купеческой гостиницы, в одной из половин которого размещается епархиальное Духовное училище.
С ноября 1999 года действует Попечительский совет по восстановлению притвора Троицкого собора монастыря во главе с благочинным Выксунского округа прот. Геннадием Колоколовым.
11 февраля 2002 года старшей сестрой монастыря назначается инокиня Вера (Миронова) (в монашестве – Антония)
Совместными усилиями благотворителей и сестер монастыря притвор Троицкого собора был отремонтирован. Чин освящения притвора в честь прп. Варнавы Гефсиманского совершен 27 ноября 2003 года епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. С этого времени здесь проходят ежедневные утренние и вечерни богослужения. Сюда перенесены и главные святыни монастыря - чудотворная икона Иверской Божией Матери и ковчежец с частицей мощей прп. Варнавы.
17 августа 2004 года монахиня Антония (Миронова) назначается настоятельницей Иверского женского монастыря с возложением наперсного креста. Чин утверждения в настоятельницы состоялся в Кафедральном Староярмарочном соборе Нижнего Новгорода. Сегодня в монастыре подвязаются 14 сестер. Они трудятся на различных послушаниях. В обители имеется большое подсобное хозяйство, скотный двор, на котором разводят коров, коз, птичник. Во дворе келейного корпуса (бывший домик прп. Варнавы) разведен цветник, а на окнах келий растут экзотические растения.
В апреле 2005 года одна из комнат первого этажа домика Варнавы была переоборудована под "детскую". Сегодня в Иверской обители под опекой матушки-настоятельницы живут и воспитываются пять девочек-сирот.

777.jpg Варнава.jpg колокольня.jpg собор.jpg


  • 0



#2 Оффлайн   Verzond

Verzond

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 211 сообщений
  • ГородВыкса
  • Имя:Артем

Награды

     

Отправлено 16 Январь 2015 - 11:12

Городской парк культуры и отдыха

Выксунский городской парк культуры и отдыха — ценный памятник русского садово-паркового искусства второй половины XVIII века. Созданный трудом крепостных крестьян заводчиков Баташевых, он и сегодня является самой примечательной особенностью города и вместе с голубым ожерельем Выксунских прудов делает Выксу неповторимо оригинальной, непохожей на другие города. Парк создавался в 70-е годы XVIII века, когда в садово-парковом искусстве всецело господствовал английский (пейзажный) стиль. Этот стиль своей простотой и безыскусственностью не импонировал великосветским вельможам и богатым помещикам, но в то же время создать роскошный, помпезный французский (регулярный) парк было для большинства не по карману.
Заводчики Баташевы нашли компромиссное решение. Часть будущей территории парка площадью около 8 гектаров, непосредственно примыкающего к господскому дому, распланировали в чисто французском стиле. Для этого вырубили лес, выкорчевали пни, насыпали плодородную землю. Основной породой высаживаемых деревьев была липа, которую подстригали. Не забыта была и центральная, на полверсты пересекающая весь парк широкая аллея. Вся остальная территория не подверглась строгой планировке. Росший здесь естественный лес проредили, очистили, окультурили, и он стал английской частью парка.
Как типичный памятник русского провинциального садово-паркового искусства, парк вместе с барским домом составлял единый ансамбль, так как был скомпонован по широко распространенной тогда схеме, называемой курдонером. Открытая часть парка, примыкавшая к главному зданию, обычно была самой нарядной. Она называлась партером и украшалась своеобразными цветниками со сложным геометрическим узором, фонтанами, вазами, мраморными статуями. Четыре статуи, изображавшие времена года, стояли в партере Выксунского парка. Центральная аллея, уходящая от партера в северном направлении, заканчивалась зданием театра и идущими в ряд с театром четырьмя оранжереями — ананасовой, виноградной, вишневой и с южноамериканскими растениями. За театром лежала дикая, нетронутая лесная территория — зверинец, огороженный забором. Здесь жили олени, дикие козы, серны. На двух небольших выкопанных водоемах плавали лебеди, дикие утки. Для редкостных павлинов был построен специальный павильон. В XIX веке новый владелец Выксы генерал-лейтенант Д. Д. Шепелев предпринял попытку украсить парк обширными водоемами. Они были вырыты, но заполнить их водой оказалось невозможно. Глубокие выемки неудавшихся каналов быстро заросли деревьями и несколько оживили равнинный характер парка. До революции парк был закрыт для мастеровых и их семей. По аллеям чинно гуляла только «чистая» публика — служащие, гости. После Великой Октябрьской революции широко распахнулись ворота парка перед выксунскими рабочими. Он становится любимым местом отдыха горожан. В 1936 году в парке началась реконструкция, завершению которой помешала Великая Отечественная война. В настоящее время разработан проект реконструкции Выксунского парка.

парк.jpg park8.jpg


  • 1

#3 Оффлайн   Verzond

Verzond

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 211 сообщений
  • ГородВыкса
  • Имя:Артем

Награды

     

Отправлено 16 Январь 2015 - 11:35

Музей Выксунского металлургического завода 

Сейчас Музей Выксунского металлургического завода располагается во дворце братьев Баташевых, архитектурном памятнике XVIII века. Андрей и Иван Баташевы являлись основателями города и завода, так что неудивительно, что часть экспозиции музея посвящена им. Музей появился в этом доме в 1992 году, и сейчас его экспозиция поделена на три части: литературную, историческую и художественную. В исторической части посетитель может увидеть образцы художественного литья Выксунского завода — от XVIII века до наших дней. Имеются в экспозиции и чугунные бюсты Ивана Баташева, его внучки Дарьи, предметы, которые отливал завод по заказу — якоря, пушки, плиты для пола и предметы быта. Гости могут увидеть и старинные заводские документы, личные подписи братьев Баташевых. Литературная часть экспозиции — это рассказ о писателе А. Б. Сухово-Кобылине, проживавшем в этом доме в XIX веке. Здесь он написал свою пьесу «Свадьба Кречинского», и в доме сохранились его личные вещи. Представлены картины, имевшиеся в коллекции братьев Баташевых, есть предметы их личного быта, остатки старых интерьеров дома.

Дом_Баташовых_стм.JPG

153.jpg

 

В вестибюле музея нас встречает витрина с кладом найденным при производстве реставрационных работ,в доме Баташевых

клад пятаков Е II.JPG

Немного об истории находки клада.
12 октября 2007 г. при прокладке водопровода в доме Баташевых рабочие Антон Воронов и Андрей Солоницын нашли глиняный кувшин, наполненный медными монетами.

8.jpg

Кувшин с монетами достоинством 5 копеек пролежал под чугунной лестницей бывшей прокуратуры более двух веков, со времен правления Екатерины Второй. Монеты 1779 года выпуска прекрасно сохранились.

2 (1).jpg

 

первый зал музея,где в стеклянных витринах хранятся предметы эпохи неолита и украшения племени Мурома

1 (1).JPG 2 (1) (1).JPG

 

 тонкое искусство современных кузнецов завода.Откованная железная роза поражает тонкостью работы.
Кузнец на Руси всегда считался сильным и мудрым человеком. К нему обращались при разрешении споров, на него положились при защите поселения от врагов. Сначала значение кузнеца было очень велико, поскольку он ковал жизненно необходимые человеку изделия: орудия труда, холодное оружие, бытовые предметы. С появлением мануфактур, фабрик и заводов необходимость в таких людях отпала, и, следовательно, кузнецов почти не осталось. Пожалуй, единственное, что оставалось востребованным все это время и становится более популярным сейчас, - это изделия художественной ковки.

железная роза.JPG

 

быт русского работного 18-19 вв

горшки,туеса.JPG изба 2.JPG сундуки,короба,коробки.JPG

 

В следующем зале представлено художественное литьё из чугуна времён правления братьев Баташевых

2 (2).JPG 3 (1).JPG 3.3.JPG 5 (1).JPG 6.JPG художественное литьё (решетка).JPG художественное литьё 2.JPG художественное литьё 3.JPG художественное литьё.JPG


  • 4