Перейти к содержимому



Фотография

Курша-2: огненный шквал


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 Оффлайн   ingrem

ingrem

    Новичок

  • Клуб "Старейшина"
  • 368 сообщений
  • ГородМосква
  • Имя:Андрей

Награды

        

Отправлено 27 Ноябрь 2014 - 12:55

 Главной целью этой поездки было урочище, подписанное на карте как "разв.Курша-2". Это - место со странной, необычной, и очень трагической судьбой:

     Курша-2 была построена вскоре после революции - как рабочий поселок для освоения огромных запасов леса Центральной Мещеры. От существовавшего уже ответвления Мещерской магистрали (Тума - Голованово) туда была протянута ветка узкоколейки, вскоре продолженная дальше на юг - в Лесомашинный и Чарус.
     Поселок рос, к 30-м годам он насчитывал уже больше тысячи жителей. На лесосеках жили и сезонные рабочие из окрестных деревень. Несколько раз в сутки старые паровозы выводили составы с бревнами из глубины лесов "на поле" - в Тумскую, где лес обрабатывался и оправлялся далее - в Рязань и Владимир.
     Лето 1936 года выдалось очень жарким, грозовым и ветренным. Теперь уже никто не знает, почему в первых числах августа в самом центре Мещерского края, в районе Чаруса, возник очаг пожара. Подгоняемый сильным южным ветром, огонь быстро продвигался на север, превращаясь из низового в самый страшный - верховой пожар.
     Поначалу, угрозы никто не осознавал. Ночью с 2 на 3 августа в Куршу-2 прибыл поезд из порожних сцепов. Поездная бригада, знавшая о пожаре, предлагала вывезти хотя бы женщин и детей - все мужчины давно уже были в лесу на огнезащитных работах. Но диспетчер приказал следовать в тупик для погрузки скопившихся бревен - чтобы "не пропадать народному добру". Работа эта затянулась почти до подхода фронта пламени, и в Куршу-2 поезд пришел, нагоняемый по пятам лесным пожаром.
     Трудно представить себе, что творилось тогда на небольшой станции лесного поселка. Опасность стала ясна всем - ведь поселок находился в самом центре огромного соснового массива. Никто и не пытался сбросить бревна со сцепов - людей сажали куда только можно - на паровоз, на буфера и сцепки, сверху на стволы. Места хватило не всем, когда поезд уходил на север, в Туму, его провожали обезумевшими взглядами сотни людей.
     Драгоценное время было упущено. Когда поезд подошел к мосту через небольшой канал в трех километрах севернее Курши-2, деревянный мост уже горел. Загорелась сначала голова поезда, а затем - его хвостовая часть. Люди из последних сил пытались спастись, убежать из этого ада, но пути не было. Обожженные, задохнувшиеся в дыму, они падали там, где застигла их судьба.
     В трагедии 3 августа 1936 года погибло примерно 1200 человек. Из всего населения Курши-2, поселений на лесосеках, а также личного войсковых частей, брошенных на борьбу с огнем, выжило немногим более 20 человек. Часть отсиделась в пруду поселка Курша-2, по колодцам и выгребным ямам, а часть - из остановившегося поезда каким-то чудом сумела пробежать сквозь фронт огня, спасшись на небольшом безлесном бугре.
     Мещерскую трагедию приказали забыть - ведь шел 1936 год. В литературе и музейных данных почти ничего нет о событиях этого черного лета. После пожара поселок был частично восстановлен, но просуществовал недолго. После войны людей оттуда выселили, линию Курша-Чарус разобрали, и в Курше-2 стали жить только лесники. В наше время здесь осталась лишь зарастающая поляна с развалинами, часть из которых, вероятно, была домами, выстроенными после пожара 1936 г. На северо-восточной окраине поляны, недалеко от кирпичного фундамента, видимо бывшего когда-то паровозным депо, находится большая братская могила. Здесь похоронены жертвы забытой ныне трагедии.
     В поселке Голованово, всего в 7 км. от развалин, доживает свой век 90-летняя бабушка - Ираида Константиновна Рунова. Последний оставшийся в живых житель Курши-2...

 

Взято с интернета.

Прикрепленные изображения

  • kursha2_1.jpg
  • kursha2_2.jpg
  • kursha2_3.jpg
  • kursha2_4.jpg
  • kursha2_5.jpg
  • kursha2_6.jpg
  • kursha2_7.jpg
  • kursha2_8.jpg
  • kursha2_9.jpg
  • kursha2_10.jpg
  • kursha2_11.jpg
  • kursha2_12.jpg
  • kursha2_13.jpg
  • kursha2_14.jpg
  • kursha2_15.jpg
  • kursha2_16.jpg
  • kursha2_17.jpg

  • 10



#2 Оффлайн   ЖБАН

ЖБАН

    .......

  • Почетный форумчанин
  • 4 720 сообщений
  • ГородМосква
  • Имя:Юрий

Награды

                 

Отправлено 27 Ноябрь 2014 - 13:35

Андрюха, респект. Читаю твоё с удовольствием.


  • 0
"Поменьше в наши дни имей друзей, простак.
Будь на признания скуп, не слушай льстивых врак,
А погляди с умом - и ты увидишь сразу:
Тот, кому верил ты - он твой предатель, враг !."

О.Хайям

#3 Оффлайн   molnien

molnien

    Старожил

  • Супер модераторы
  • 11 704 сообщений
  • ГородОдинцово
  • Имя:Роман

Награды

                             

Отправлено 27 Ноябрь 2014 - 13:46

Андрей, спасибо за прекрасные отчеты!

Так держать!


  • 0
Сигнум 7272МФТ + Тёрка 505

#4 Оффлайн   Red Fox

Red Fox

    Новичок

  • Клуб "Старейшина"
  • 76 сообщений
  • ГородПланета Земля
  • Имя:Станислав

Отправлено 27 Ноябрь 2014 - 14:04

Завораживающие фотки ушедшей эпохи :good:  Пройдет еще не много времени и природа отвоюет место ужасной трагедии. Останутся лишь воспоминания на листе бумаги. Плюсанул)


  • 0

#5 Оффлайн   ядщвуум982

ядщвуум982

    Пользователь

  • Почетный форумчанин
  • 2 326 сообщений
  • ГородМосква, Домодедовская
  • Имя:Константин

Награды

                    

Отправлено 27 Ноябрь 2014 - 18:44

Супер :good:


  • 0