Панаги́я (от греческого «всесвятая») — небольшой богато украшенный образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереям на цепочке у своей груди.
Традиция приносить изъятую на проскомидии частицу Богородничной просфоры на общую трапезу появилась ещё в апостольские времена, когда, согласно Преданию, на третий день после преславного Успения Божей Матери апостолы недоумевали, не обнаружив Её тела в гробнице, вскрытой по просьбе Фомы, а вечером за трапезой, при молитвенном преломлении хлеба, им явилась на воздухе сама воскрешённая Христом Богородица в окружении ангелов и приветствовала апостолов словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни». Эту переносимую частицу прозвали панагией, т.е., всесвятой, а её молитвенное почитание Часослове и в Тиликоне называется «Чином возношения Панагии», при котором на монастырскую трапезу игуменом из храма с особыми молитвами приносилась только что освящённая на Божественной литургии часть просфоры, где монахи её вкушали в начале и в конце принятия пищи. Частица просфоры переносилась внутри панагии, которая имела вид подвешиваемого на шею нагрудного ящичка-энколпиона, на одной стороне которого стали делать изображение Спасителя или Святой Троицы, на другой — Божией Матери. «Чин возвышения панагии» совершался не только в монастырях, но и в миру — архиереями в императорском дворце и при княжеских дворах, начиная и оканчивая праздничные трапезы. Поэтому панагии стали носить совершители Чина возношения панагии: все архиереи, а также архимандриты и игумены некоторых ставропигиальных монастырей, в частности Пантелеимонова монастыря на Афоне
Кроме того, панагия использовалась для торжественного перенесения и других святынь:
- частиц святых мощей, полагаемых архиереем в основание освящаемого престола и зашиваемых в антиминс,
- алавастра со святым миром,
- Святых Даров для причащения больного на дому (назначение дароносицы),
- частиц антидора, артоса, просфоры,
- сосуда с освящённым елеем или святой водой,
- церковной или именной удостоверяющий печати.
Со временем мощи и другие перечисленные выше святыни перестали быть обязательной принадлежностью панагий, панагия утратила вид ковчежца и сделалась небольшой круглой иконой Божией Матери, носимой на груди, как нагрудный знак архиерейского достоинства. Первое упоминание об энколпионе как об обязательной принадлежности епископа, которая даётся ему при посвящении, содержится в сочинениях блаженного Симеона, архиепископа Салунского (XV век). Епископу, как писал протоиерей Григорий Дьяченко, полагается такое изображение «в напоминание своего долга носить в сердце своём Господа Иисуса и возлагать упование своё на заступление Пречистой Матери Его». Предстоятели поместных церквей и некоторые награждённые за особые заслуги иерархи имеют право ношения второй панагии.
Для праздничного перенесения из храма и возношения по особому чину частицы освящённой просфоры в монастырской трапезной теперь вместо панагии используется другой ковчежец, с похожим названием «панагиар». Он, в отличие от панагии, не имеет цепочки, надеваемой на шею, переносится в руках настоятеля, и во время трапезы ставится на особую полочку перед иконой Святой Троицы.
Ковче́жец — небольшой ящик или ларец для хранения религиозных реликвий
Панагиар — ковчежец (сосуд), в котором просфора, освященная во имя Богородицы, выносится во время чина о панагии («возношения панагии»), включающего братскую трапезу со вкушением просфоры-панагии
Антими́нс — в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика.
Алавастр — в православной церкви сосуд для хранения мира. Обычно круглый, с длинным узким горлышком и без ручки
Ми́ро — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен.
Анти́до́р — в Православной церкви раздаваемые верующим в конце литургии части просфоры, из которой на проскомидии вынимается Агнец
А́ртос — в Православной церкви освящённый на Пасхальной седмице квасной (дрожжевой) хлеб
Часосло́в — богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия суточного богослужебного круга, предназначенные для исполнения чтецами и певчими
Проскоми́дия — первая часть литургии западно-сирийского и византийского обряда (как в литургии Иоанна Златоуста, так и в литургии Василия Великого)
2.jpg 163,11К 0 Количество загрузок:
3.jpg 167,53К 0 Количество загрузок: 4.jpg 194,02К 0 Количество загрузок:
5.jpg 162,86К 0 Количество загрузок:
6.jpg 150,16К 0 Количество загрузок: 6.jpg 150,16К 0 Количество загрузок:
7.jpg 181,01К 0 Количество загрузок: 8.jpg 162,12К 0 Количество загрузок:
9.jpg 158,45К 0 Количество загрузок: 10.jpg 153,38К 0 Количество загрузок:
11.jpg 158,8К 0 Количество загрузок: 12.jpg 154,27К 0 Количество загрузок:
13.jpg 165,06К 0 Количество загрузок: 14.jpg 165,27К 0 Количество загрузок:
15.jpg 147,87К 0 Количество загрузок:
16.jpg 183,44К 0 Количество загрузок: 17.jpg 174,58К 0 Количество загрузок:
18.jpg 158,72К 0 Количество загрузок: 19.jpg 155,89К 0 Количество загрузок:
20.jpg 162,89К 0 Количество загрузок: 21.jpg 158,02К 0 Количество загрузок:
22.jpg 176,16К 0 Количество загрузок: 23.jpg 176,25К 0 Количество загрузок:
24.jpg 185,07К 0 Количество загрузок: 25.jpg 174,21К 0 Количество загрузок:
26.jpg 188,72К 0 Количество загрузок: 27.jpg 184,04К 0 Количество загрузок:
28.jpg 163,78К 0 Количество загрузок: 29.jpg 162,99К 0 Количество загрузок:
30.jpg 178,87К 0 Количество загрузок: 31.jpg 157,58К 0 Количество загрузок:
32.jpg 176,22К 0 Количество загрузок: 33.jpg 157,51К 0 Количество загрузок:
34.jpg 171,8К 0 Количество загрузок: 35.jpg 153,28К 0 Количество загрузок:
36.jpg 171,65К 0 Количество загрузок: