Малоярославецкого района, сельское поселение «Село Головтеево»
Возможно Сергей это кто то из 17 ТБР
17-я танковая бригада...
История действий 17 танковой бригады в октябре-ноябре 1941 года не менее интересна и героична, чем бои десантников Старчака, но по иронии судьбы, не смотря на то, что бригада упоминаниется в мемуарах Г.К. Жукова, действия эти практически забыты, как и имя действительного командира этой части! Судите сами.
17 ТБР формировалась в г. Владимир с 14 сентября по 4октября 1941 года. Основу 17 ТБР составили оставшиеся кадры прибывших после боев 34 танковой дивизии (ТД) Северо-Западного Фронта и 48 ТД Западного Фронта.
Большинство командного состава новой бригады перешло из48 ТД, которая в июле-августе 1941 года вела бои в районе г. Великие Луки с тем же немецким 57 мехкорпусом и входящими в него 19 и 20 танковыми дивизиями, с которым им пришлось вскоре встретиться на Варшавском шоссе.
Состав бригады, по штатам № 010/75 — 010/83 и 010/87 от 13 сентября 1941:
- Управление бригады — 54 человек (чел.).
- Рота управления — 175 чел.
- Разведывательная рота — 107 чел.
- 17-й танковый полк — 422 чел.
- 1-й танковый батальон
- 2-й танковый батальон
- Мотострелково-пулемётный батальон — 422 чел.
- Зенитный дивизион
- Ремонтно-восстановительная рота — 91 чел.
- Автотранспортная рота — 62 чел.
- Медико-санитарный взвод — 28 чел.
Командиром бригады с 1 сентября 1941 года назначен майор Н. Я. Клыпин.
На 16 октября 1941 года на вооружении бригады находилось 36 танков, в том числе: 20 единиц Т-34, 16 лёгких танков.
4 октября бригада убыла на фронт в эшелонах. Пункт назначения – г. Мценск. Но 5 октября немцы неожиданно для нашего командования вошли в г. Юхнов, поэтому в связи с изменившейся обстановкой, эшелоны были в пути переадресованы на Малоярославецкое направление.
О том, как ехали в эшелонах и выгружались под бомбёжкой, интересно написал в своей книге «Конец «Тайфуна» бывший начальник связи 17 ТБР М.И. Мыциков:
«Без остановки проехали Малоярославец… Экипажи на ходу очищали снаряды от масла и набивали диски патронами.
Дождь прекратился, выглянуло солнце, и все вокруг преобразилось. Километр за километром мелькали по сторонам идиллические картины осенней природы. Не верилось, что неподалёку грохочет смертельная схватка и что через несколько часов каждому из нас придётся вновь вплотную встретиться с огненным безумием войны. Но пока война была где-то вдали. Лишь в полдень над нами неожиданно повисла «рама» – самолёт-разведчик«Фокке-Вульф-189». Стало ясно, что фронт уже близко: ведь этот самолёт действовал только поблизости от передовой. Вообще, все побывавшие на фронте знали, что после появления «рамы» жди неприятностей… В воздухе появились вражеские бомбардировщики Ю-87. Они шли несколькими волнами по тридцать самолётов в группе. Наш эшелон находился в те минуты в открытом поле. Вдали виднелся небольшой разъезд, за которым начинался хвойный лес. Зенитных средств было мало, и фашисты беспрепятственно делали заход за заходом, сбрасывая на нас свой смертоносный груз. К счастью, прямых попаданий не было. Бомбы рвались по обе стороны пути, осыпая паровоз и платформы осколками и землёй. Машинист отчаянно маневрировал: то неожиданно увеличивал скорость, то резко тормозил, то опять ускорял ход, так, что в глазах рябило. Едва мы поравнялись со строениями разъезда, как в паровоз попала бомба. Колеса заскрежетали о рельсы, и эшелон резко остановился. Была отдана команда разгружаться. Такую разгрузку я видел впервые: тяжёлые KB и тридцатьчетвёрки, запустив двигатели, разворачивались на платформах и буквально прыгали с них, а, приземлившись, сразу набирали скорость и устремлялись под зелёные кроны соснового бора. На разъезде делалось что-то невообразимое. Выли моторы«юнкерсов», ревели танковые двигатели, скрежетали гусеницы об рельсы, грохотали взрывы бомб, поднимая в небо столбы земли и куски шпал. Свист, гром и скрежет заглушали стоны раненых, слова команд. Средь бела дня в дыму и пыли не было ничего видно – ни техники, ни людей. Першило в горле, слезились глаза, но мы спасали технику и материальную часть. И спасли. Помогли хорошая подготовка экипажей, спокойствие и
распорядительность командиров. Все работали чётко,организованно, слаженно, чем и объясняется то, что удалось почти избежать потерь».
И еще одно свидетельство - как воспоминал в своём письме в 1961 года начальник штаба 17 ТБР Александр Спиридонович Кислицын:
«Ночью в пути эшелоны с частями бригады переадресовали, и рано утром 6 октября бригада разгрузилась, километра три не доезжая города Малоярославец. Немцы бомбили эшелоны в пути, бомбили в ходе разгрузки, но все обошлось благополучно, и части бригады расположились в небольших рощах под Малоярославцем. Вечером 6.октября я вытянул половину бригады на шоссе Малоярославец-Медынь-Юхнов. Пошёл липкий снег. Он нас маскировал и мы, часов в 8 вечера, начали марш к городу Медынь.
Обстановка на фронте была чрезвычайной. Впереди нас и по бокам на большом расстоянии наших войск не было, и мы должны были, встретив немцев на пути в любом месте, остановить их, не пропустить к Москве. На 7.октября в ночь, мы вышли в район 3-4 км западнее г. Медынь и расположились по обе стороны шоссе в рощах и перелесках….
7 октября штаб бригады посетил Маршал Буденный С.М. Вечером 8 октября расположение бригады посетил Командующий Фронтом Генерал армии Жуков Г.К.».