С конца ХVIII до XX столетия колокольчики были атрибутом как почтовых, так и частных троек. Правда, первоначально они использовались только на почтовых трактах и выполняли роль своеобразного сигнального средства, извещая о прибытии курьерской повозки. Большой знаток поддужных колокольчиков А.К. Ганулич приводит такой исторический факт, как обращение почтового департамента к Сенату от 12 августа 1808 года. В нем говорится, что новоторжские обыватели ездят во все дни с колокольчиками и ямщики на станциях в Торжке и Медном, когда приходит почта, часто бывают не готовы, думая, что едет какой-то обыватель с колокольчиком.
Многочисленные жалобы привели к тому, что 18 декабря 1836 года вышло постановление Сената, в котором указывалось: «Запретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаемных лошадях». Но мелодичный звон колокольчиков так полюбился, что запрет постоянно нарушался — тройки с колокольчиками были спутниками практически всех праздничных событий в крестьянской жизни. И в 1860 году снова был введен строгий запрет употреблять поддужные колокольчики не на почтовых лошадях.
Интересно происхождение самого слова «колокол». Лингвисты толкуют его как удвоение звукоподражательного корня. А.Н. Давыдов считает, что, видимо, следует вспомнить традиционное использование колокола при пастьбе: слушая звук ботала, привязанного к шее животного, легко заметить, что при движении лошади, коровы или овцы наиболее часты именно двойные удары, звук которых близок к звукоподражанию «кол».
Развитию производства колокольчиков способствовало возникновение почтового сообщения с конца ХVII века. Наиболее известными трактами были:
Москва – Клин – Тверь – Торжок – Вышний Волочок – Зимогорье – Новгород – Чудово – Тосно – Санкт-Петербург;
Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Елабуга – Ижевск – Пермь – Кунгур – Суксун – Екатеринбург – Тюмень – Тольск;
Москва – Серпухов – Тула – Плавск – Мценск – Орел – Курск – Белгород;
Москва – Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов Великий – Ярославль – Данилов – Вологда – Вельск – Шенкурск – Холмогоры – Архангельск.
По надписям на колокольчиках исследователи составили перечень населенных пунктов и районов, в которых находились наиболее известные заводы и мастерские по изготовлению колокольчиков. Это:
— Валдай (Новгородская губерния);
— село Пурех и Андреевская волость Балахнинского уезда, село Лысково Макарьевского уезда и село Большое Мурашино Княгининского уезда (Нижегородская губерния);
— Рязань и деревня Поповская (Рязанская губерния);
— Тюмень (Тобольская губерния);
— Елабуга, Яранск, Уржум, Нолинск, село Жерновогорское Яранского уезда (Вятская губерния);
— Тула;
— Вологда;
— Слободской (Вятская губерния);
— Саратов;
— Невьянск, Кунгур, Баранча, Сысерт, Суксун, Екатерин-бургский уезд (Пермская губерния);
— Санкт-Петербург;
— Орел;
— Московская губерния;
— Мезень (Архангельская губерния) и др.
Из приведенного списка следует выделить четыре наиболее известных центра производства поддужных колокольчиков в России. Это города Валдай, Касимов, Слободской и село Пурех. Выдающаяся роль в этом ряду принадлежит Валдаю. Популярность валдайских колокольчиков была столь велика, что в энциклопедическом словаре прошлого века (издательство Гранат и К.) при характеристике города упоминается прежде всего, что он «...известен литьем колоколов и бубенчиков».
Валдайские колокольчики часто отождествлялись с поддужными вообще, а мастера других центров — в частности села Пуреха — иногда отливали на своих изделиях надписи: «Валдай» или «Дар Валдая». К слову сказать, не только они. В конце ХIХ века появляется немалое количество псевдовалдайских колокольчиков. При этом известны не только русские, но и иностранные подделки. Колокололитейщики из Скандинавских стран (Швеция, Финляндия) думали, что секрет валдайского производства — в надписи, которая имеется на юбке колокольчика (это место боя, по которому ударяется язычок). Иностранцы считали, что каждая буква в надписи влияет на звучание. Поэтому они старательно списывали валдайские тексты, повторяя в точности и форму колокольчика. Не обошлось без курьезов. Смысла надписи иностранцы не понимали и воспроизводили на своих колокольчиках даже свидетельство о том, что отлиты они в Валдае тем или иным мастером. Иногда даже «подправляли» или произвольно переставляли местами буквы, выбрасывали «некрасивые», на их взгляд, слоги. Получались забавные надписи...
В Валдайском филиале Новгородского музея-заповедника создан методический центр по изучению колокольчиков. Его сотрудники ведут переписку со многими частными коллекционерами и музеями страны. На основе этих контактов составлен каталог подписных колокольчиков, хранящихся в государственных и частных коллекциях. Зафиксировано около 800 разновидностей подписных колокольчиков. Из них: 181 — валдайские изделия, 48 — псевдовалдайские, 393 — из села Пуреха, 78 — из города Слободского, 49 — из города Касимова, 12 — из города Тюмени, 8 — из города Павлова и др.
Обратившись к приведенной в конце статьи литературе, можно подробно ознакомиться с историей и особенностями колокольного промысла в указанных центрах.
Колокольчики имеют множество наименований: сибирские, новосибирские, гранные, гладкие, подшейные (подвешиваются к подгарку, который крепится на шее пристяжной лошади), рыбацкие, дверные, столовые, коровьи, гречужные, седелочные, валдайки и др.
Одни из них имеют ступенчатую форму, другие — гладкие или с узором, с надписью или без, толстостенные (плотные) или тонкостенные... Колокольчики каждого типа различаются по номерам: от первого до десятого. Наиболее крупные носят нолевые номера — 0 (один ноль), 2/0 (два ноля), 3/0 (три ноля) и даже 4/0 (четыре ноля).
На колокольчиках, изготовленных в разных местах и разными мастерами, встречаются надписи: «с серебром». Они бывают на изнаночной стороне сковороды вокруг дужки или на юбке — как с внутренней, так и с внешней стороны. Среди обывателей можно встретить легенду об облагораживающем влиянии примеси серебра на звон колокольчиков. Подвергнутая В.Ф. Потехиным строгой проверке, эта легенда оказалась несостоятельной. Более того, незначительная доля серебра (2 %) не оказывала влияния на качество звона, большая — ухудшала его. Среднесуммарное же количество серебра в колокольчиках «с серебром» — 0,04 %, во всех остальных — 0,05 %. Таким образом, нужно согласиться с выводом Л.З. Година, что серебро в колокольчиках присутствует лишь в виде примеси и, следовательно, надпись «с серебром», помещавшаяся на колокольчиках, делалась в рекламных целях.
Принятая терминология (см. схему):
1. Ушко — верхняя часть с отверстием, служащим для подвешивания колокольчика.
2. Сковорода — часть колокольчика (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) вокруг ушка.
3. Тулово — расположено между сковородой и юбкой.
4. Юбка — нижняя часть колокольчика (обычно отделяется от тулова профилированными поясками), по которой ударяется язычок.
5. Профилированный поясок.
6. Язычок — ударная часть в виде металлического стержня или кольца на ремешке, крепится внутри колокольчика за петлю.
7. Петля — служит для крепления язычка, расположена в центре внутренней стороны сковороды.
8. Торец — нижняя часть колокольчика между его внутренней и внешней сторонами (иногда на нем встречается надпись).