Перейти к содержимому



Фотография

Поддужные колокольчики


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Оффлайн   Можайский

Можайский

    Администратор

  • Администраторы
  • 16 511 сообщений
  • ГородМожайск М.О.
  • Имя:Анатолий

Награды

                                      

Отправлено 05 Февраль 2014 - 18:08

С конца ХVIII до XX столетия колоколь­чики были атрибутом как почтовых, так и частных троек. Правда, первоначально они использовались только на почтовых трак­тах и выполняли роль своеобразного сигнального средства, извещая о прибытии курьерской повозки. Большой знаток поддужных колокольчиков А.К. Ганулич приводит такой ис­торический факт, как обращение почтового департамента к Сенату от 12 августа 1808 года. В нем говорится, что ново­торжские обыватели ездят во все дни с колокольчиками и ям­щики на станциях в Торжке и Медном, когда приходит почта, часто бывают не готовы, думая, что едет какой-то обыватель с колокольчиком.

Многочисленные жалобы привели к тому, что 18 декабря 1836 года вышло постановление Сената, в котором указы­валось: «Запретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаемных лошадях». Но мелодичный звон колокольчиков так полюбился, что за­прет постоянно нарушался — тройки с колокольчиками были спутниками практически всех праздничных событий в крес­тьянской жизни. И в 1860 году снова был введен строгий запрет употреблять поддужные колокольчики не на почтовых лошадях.

Интересно происхождение самого слова «колокол». Линг­висты толкуют его как удвоение звукоподражательного кор­ня. А.Н. Давыдов считает, что, видимо, следует вспомнить традиционное использование колокола при пастьбе: слушая звук ботала, привязанного к шее животного, легко заметить, что при движении лошади, коровы или овцы наиболее часты именно двойные удары, звук которых близок к звукоподража­нию «кол».

Развитию производства колокольчиков способствовало возникновение почтового сообщения с конца ХVII века. На­иболее известными трактами были:

Москва – Клин – Тверь – Торжок – Вышний Волочок – Зимогорье – Новгород – Чудово – Тосно – Санкт-Петербург;

Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Елабуга – Ижевск – Пермь – Кунгур – Суксун – Екатеринбург – Тюмень – Тольск;

Москва – Серпухов – Тула – Плавск – Мценск – Орел – Курск – Бел­город;

Москва – Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов Великий – Ярославль – Данилов – Вологда – Вельск – Шенкурск – Хол­могоры – Архангельск.

По надписям на колокольчиках исследователи составили перечень населенных пунктов и районов, в которых находи­лись наиболее известные заводы и мастерские по изготовле­нию колокольчиков. Это:

— Валдай (Новгородская губерния);

— село Пурех и Андреевская волость Балахнинского уезда, село Лысково Макарьевского уезда и село Большое Мураши­но Княгининского уезда (Нижегородская губерния);

— Рязань и деревня Поповская (Рязанская губерния);

— Тюмень (Тобольская губерния);

— Елабуга, Яранск, Уржум, Нолинск, село Жерновогорское Яранского уезда (Вятская губерния);

— Тула;

— Вологда;

— Слободской (Вятская губерния);

— Саратов;

— Невьянск, Кунгур, Баранча, Сысерт, Суксун, Екатерин-бургский уезд (Пермская губерния);

— Санкт-Петербург;

— Орел;

— Московская губерния;

— Мезень (Архангельская губерния) и др.

Из приведенного списка следует выделить четыре наибо­лее известных центра производства поддужных колоколь­чиков в России. Это города Валдай, Касимов, Слободской и село Пурех. Выдающаяся роль в этом ряду принадлежит Валдаю. Популярность валдайских колокольчиков была столь велика, что в энциклопедическом словаре прошлого века (издательство Гранат и К.) при характеристике города упоми­нается прежде всего, что он «...известен литьем колоколов и бубенчиков».

Валдайские колокольчи­ки часто отождествлялись с поддужными вообще, а мастера других центров — в частности села Пуре­ха — иногда отливали на своих изделиях надписи: «Валдай» или «Дар Вал­дая». К слову сказать, не только они. В конце ХIХ века появляется немалое количество псевдовалдай­ских колокольчиков. При этом известны не только русские, но и иностранные подделки. Колокололитей­щики из Скандинавских стран (Швеция, Финляндия) думали, что секрет валдай­ского производства — в надписи, которая имеется на юбке колокольчика (это место боя, по которому уда­ряется язычок). Иностранцы считали, что каждая буква в надписи влияет на звучание. Поэтому они старательно списывали валдайские тексты, повторяя в точности и форму колокольчика. Не обошлось без курьезов. Смысла надписи иностранцы не понимали и воспроизводили на своих колокольчиках даже свидетельство о том, что отлиты они в Валдае тем или иным мастером. Иногда даже «подправляли» или произвольно переставляли местами буквы, выбрасывали «некрасивые», на их взгляд, слоги. Получались забавные надписи...

В Валдайском филиале Новгородского музея-заповедника создан методический центр по изучению колокольчиков. Его сотрудники ведут переписку со многими частными коллекцио­нерами и музеями страны. На основе этих контактов составлен каталог подписных колокольчиков, хранящихся в государствен­ных и частных коллекциях. Зафиксировано около 800 разно­видностей подписных колокольчиков. Из них: 181 — валдайс­кие изделия, 48 — псевдовалдайские, 393 — из села Пуреха, 78 — из города Слободского, 49 — из города Касимова, 12 — из города Тюмени, 8 — из города Павлова и др.

Обратившись к приве­денной в конце статьи ли­тературе, можно подробно ознакомиться с историей и особенностями колоколь­ного промысла в указан­ных центрах.

Колокольчики имеют множество наименований: сибирские, новосибирс­кие, гранные,  гладкие, подшейные (подвешива­ются к подгарку, который крепится на шее пристяж­ной лошади), рыбацкие, дверные, столовые, коровьи, гречужные, седелочные, вал­дайки и др.

Одни из них имеют ступенчатую форму, другие — гладкие или с узором, с надписью или без, толстостенные (плотные) или тонкостенные... Колокольчики каждого типа различаются по номерам: от первого до десятого. Наиболее крупные но­сят нолевые номера — 0 (один ноль), 2/0 (два ноля), 3/0 (три ноля) и даже 4/0 (четыре ноля).

На колокольчиках, изготовленных в разных местах и разными мастерами, встречаются надписи: «с серебром». Они бывают на изнаночной стороне сковороды вокруг дужки или на юбке — как с внутренней, так и с внешней стороны. Среди обывателей можно встретить легенду об облагораживающем влиянии примеси серебра на звон колокольчиков. Подвергнутая В.Ф. Потехиным строгой проверке, эта легенда оказалась несостоятельной. Более того, незначительная доля серебра (2 %) не оказывала влияния на качество звона, большая — ухудшала его. Среднесуммарное же количество серебра в колокольчи­ках «с серебром» — 0,04 %, во всех остальных — 0,05 %. Таким образом, нужно согласиться с выводом Л.З. Го­дина, что серебро в колокольчиках присутствует лишь в виде примеси и, следовательно, надпись «с серебром», помещавшаяся на колокольчиках, делалась в рекламных целях.

Принятая терминология (см. схему):

1. Ушко — верхняя часть с отверстием, служащим для под­вешивания колокольчика.

2. Сковорода — часть колокольчика (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) вокруг ушка.

3. Тулово — расположено между сковородой и юбкой.

4. Юбка — нижняя часть колокольчика (обычно отделяется от тулова профилированными поясками), по которой ударя­ется язычок.

5. Профилированный поясок.

6. Язычок — ударная часть в виде металлического стерж­ня или кольца на ремешке, крепится внутри колокольчика за петлю.

7. Петля — служит для крепления язычка, расположена в центре внутренней стороны сковороды.

8. Торец — нижняя часть колокольчика между его внут­ренней и внешней сторонами (иногда на нем встречается надпись).

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  15375567ee.jpg   3,83К   0 Количество загрузок:

  • 0