Перейти к содержимому



Фотография

Смерть Андрея Боголюбского: детектив XII века.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Оффлайн   ДокТор

ДокТор

    Продвинутый пользователь

  • Клуб "Старейшина"
  • 6 284 сообщений
  • ГородМосква
  • Имя:ник

Награды

           

Отправлено 24 Сентябрь 2020 - 11:05

 
 
 

Очень часто историки говорят, что Андрей Боголюбский (1111-1174) опередил свое время. В переводе на человеческий язык это означает, что он не советовался с боярами, а опирался на малую дружину, которой за службу давал земли (будущие дворяне), изгнал из своих владений мачеху с ее детьми — собственными единокровными братьями (младшему было 8 лет), ближних бояр отца тоже изгнал и заложил то, что позднее назовут самодержавием.

 

Обычно говорят, что Андрей Боголюбский опирался еще и на горожан, вот только жить в собственной столице — Владимире — он не хотел, хотя и основательно отстроил и украсил город. Столице он не доверял, из-за чего и построил себе замок в Боголюбово, в 10 км от Владимира. Там все было обустроено удобно, красиво и роскошно. И, что важно, безопасно. По крайней мере, князь так думал.

И что же?

Убит князь был как раз в своем замке.

 
 
 

В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском на стене храма был обнаружен список заговорщиков, участвовавших в убийстве Андрея Боголюбского, краткое описание происшедшего и проклятия преступникам.

1 из 2
Список заговорщиков, выцарапанный на стене церкви

Строго говоря, история заговора против князя и так была известна из летописей, но список заговорщиков в церкви полнее — 20 имен, хотя и не все из них удается разобрать. Среди заговорщиков Петр Кучкович, его родственники Амбал и Яким Кучковичи, неизвестные Ивка, Петрко и Стырята.

Причина заговора вызывает множество вопросов. Дело в том, что Кучковичи были одними из самых приближенных и доверенных людей князя. Их сестра — Улита Степановна Кучко — была первой женой Андрея Боголюбского. Так с чего они решили убить своего свойственника?!

В Радзивилловской летописи сообщается, что причина была в казни одного из Кучковичей. Вот что там пишется:

... состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев преступных. И был у князя Яким, слуга, которому он доверял. Узнав от кого-то, что брата его велел князь казнить, возбудился он по дьявольскому наущению и примчался с криками к друзьям своим, злым сообщникам <...> и стал говорить: «Сегодня его казнил, а завтра – нас, так промыслим о князе этом!» И задумали убийство в ночь...

Этот отрывок вызывает сплошные вопросы — здесь прекрасно все.

Что значит: "узнав от кого-то?" Казнь была тайной? Или это было убийство? И действительно ли брат Якима Кучковича был казнен и за что? И, что еще интереснее, кто сообщил Якиму о казни брата? Ответа на эти вопросы нет.

Позднее была найдена еще одна причина заговора. Якобы, отец Андрея Боголюбского — Юрий Долгорукий — убил отца Кучковичей боярина Кучку, чтобы завладеть его деревенькой, на месте которой потом и была выстроена Москва. Правда, непонятно тогда зачем Юрий женил своего сына на дочери Кучки и зачем Андрей приблизил к себе ее братьев. И почему все они так долго ждали возможности отомстить. Конечно, можно сказать, что это был старый средневековый обычай — убил отца, так заботься о его детях, а дочерям найди мужей, а лучше женись сам или жени на дочери убитого сына, но в этом случае месть вообще была невозможна.

Но о "злой жене" Улите летописи тоже немало порассуждали. Правда, Андрей Боголюбский был женат дважды. А зачем его второй жене, матери его младшего сына Юрия, было участвовать в заговоре и вовсе непонятно. Но Тверская летопись сообщает:

убиен бысть благоверный великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский от своих бояр от Кучковичев по научению своеа ему княгини...

Но вернемся к ходу заговора. Итак, в субботу ночью заговорщики отправились убивать:

Лишь настала ночь, прибежав и схвативши оружие, пошли на князя, как дикие звери, но, пока они шли к его спальне, пронзил их и страх, и трепет. И бежали с крыльца, спустясь в погреба, упились вином. Сатана возбуждал их в погребе и, служа им незримо, помогал укрепиться в том, что они обещали ему. И так, упившись вином, взошли они на крыльцо. Главарем же убийц был Петр, зять Кучки, Анбал, яс родом, ключник, да Яким, да Кучковичи – всего числом двадцать зловредных убийц, вошедших в греховный сговор в тот день у Петра, у Кучкова зятя, когда настала субботняя ночь на память святых апостолов Петра и Павла.

Вот идея выпить для храбрости выглядит довольно правдоподобно — все же не каждый день заговорщики убивали князей. Правда, встает вопрос, а что делала стража? Или летописец просто не счел нужным сообщать очевидное — от стражи заговорщики избавились? Если так, то это означает, что стража была, во-первых, малочисленной (раз с ней могли справиться 20 заговорщиков, далеко не все из которых были воинами), а во-вторых, излишне расслабилась и не проявила себя как должно.

Когда, схватив оружие, как звери свирепые, приблизились они к спальне, где блаженный князь Андрей возлежал, позвал один, став у дверей: «Господин мой! Господин мой…» И князь отозвался: «Кто здесь?» – тот же сказал: «Прокопий…», но в сомненье князь произнес: «О, малый, ты не Прокопий!» Те же, подскочив к дверям и поняв, что здесь князь, начали бить в двери и силой выломали их. Блаженный же вскочил, хотел схватить меч, но не было тут меча, ибо в тот день взял его Анбал-ключник, а был его меч мечом святого Бориса. И ворвались двое убийц, и набросились на него, и князь швырнул одного под себя, а другие, решив, что повержен князь, впотьмах поразили своего; но после, разглядев князя, схватились с ним, ибо он был силен. И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли, и воскликнул он: «О, горе вам, бесчестные, зачем уподобились вы Горясеру? Какое вам зло я нанес? Если кровь мою прольете на земле, пусть Бог отомстит вам за мой хлеб!»
Бесчестные же эти, решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и дрожа ушли. Князь же, внезапно выйдя за ними, начал рыгать и стонать от внутренней боли, пробираясь к крыльцу. Те же, услышав голос, воротились снова к нему. И пока они были там, сказал один: «Стоя там, я видел в окно князя, как шел он с крыльца вниз». И воскликнули все: «Ищите его!» – и бросились все взглянуть, нет ли князя там, где, убив его, бросили. И сказали: «Теперь мы погибли! Скорее ищите его!» И так, запалив свечи, отыскали его по кровавому следу.
...заговорщики долго искали его – и увидели сидящим подобно непорочному агнцу. И тут проклятые подскочили и прикончили его. Петр же отсек ему правую руку. А князь, на небо взглянув, сказал: «Господи, в руки тебе предаю душу мою» – и умер. Убит был с субботы в ночь, на рассвете, под утро уже воскресенья – день памяти двенадцати апостолов.

По этому описанию можно решить, что все заговорщики накинулись на князя скопом, но это не так. В 2007 году Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России произвёл новое медико-криминологическое исследование останков князя (первое производилось еще в 1930-х годах М.М. Герасимовым). Исследователи не только сделали новую реконструкцию облика князя, совсем не похожую на привычный нам со школьной скамьи облик, но и постарались оценить давнее убийство с тех же позиций, с которых расследуются и современные преступления, ведь тело — в данном случае, скелет — лучший свидетель.

В результате исследований повреждений на костях князя, эксперты пришли к выводу, что непосредственных убийц Андрея Боголюбского было двое, причем первоначально нападавший был один. Лишь первый удар — не сильный и не слишком опасный — был нанесен спереди, остальные слева и сзади, и большую часть ран Андрей Боголюбский получил в результате активного сопротивления.

Он стоял левым боком к нападавшим, выдвинув вперед согнутую в локте левую руку в качестве щита для защиты головы и туловища. При этом он активно перемещался, уходя от ударов, либо ослабляя их последствия. Будучи неоднократно раненым и истекая кровью, Боголюбский продолжал оказывать сопротивление. В общем, он проявил себя очень хорошим бойцом.

По характеру ран князя удалось кое-что выяснить и о главном убийце. Он был опытным воином, привыкшем воевать конным. И он был либо того же роста, что и Андрей Боголюбский, либо несколько выше его.

На скелете князя найдено только два повреждения, которые он мог получить в положении лежа на спине: это рубленые раны левого бедра и правой половины лба. И все же шансов у него не было. Сильный удар не просто повредил его левую руку, так что она повисла и более не могла защищать голову. Судя по всему, была перерублена артерия. Когда заговорщики нашли его, чтобы добить, Андрей Боголюбский уже умирал, истекая кровью.

Историки любят говорить, как за нелюбовь к боярам князя любил народ. Но последовавшие за убийством Андрея Боголюбского события заставляют в этом усомниться.

Во-первых, тело князя было брошено нагим в сад и валялось так пару дней. Во-вторых, заговорщики и примкнувший к ним народ грабили дворец Андрея, а потом принялись грабить и убивать его ближних людей. Установленный князем порядок с его смертью рухнул в один миг. Прибежал, правда, некий Кузьма-киевлянин, который оплакал убитого и отнес в церковь. Но и там некому было отпевать князя. Все перепились. Тело пролежало без погребения еще несколько дней. Во Владимире тоже начались грабежи и убийства. Они продолжались восемь дней!

Наконец, владимирцы вняли уговорам священников, которые с иконами ходили по улицам и уговаривали горожан опомнится. Может, у грабителей проснулась совесть, но, скорее всего, они просто устали. Вот после того, как жители Владимира, Боголюбова и близлежащих поселений угомонились, и было совершено отпевание убитого князя, а потом его тело было доставлено во Владимир, где и было погребено. И началась двухлетняя распря из-за великокняжеского престола.

Вы спросите: "А как же сыновья Андрея?"

Во-первых, к моменту смерти князя в живых оставался только младший — малолетний Юрий, княживший в Новгороде. Возможно, это обстоятельство и способствовало выступлению Кучковичей против князя — у них больше не было общей родни, племянники покинули этот мир.

Во-вторых, по лествичному праву на Руси сыновья не наследовали отцам. Престол должен был передаваться следующему по старшинству князю, то есть младшему единокровному брату Андрея. Правда, попытки нарушить этот принцип неоднократно предпринимались. И в данном случае в спор за престол вмешались старшие племянники Андрея Боголюбского. И все же через два года все досталось самому младшему из братьев Андрея — князю Всеволоду, вошедшему в историю как Всеволод Большое Гнездо. Тому самому, которого Андрей некогда изгнал из своих владений вместе с матерью и братьями в возрасте 8 лет.

После изгнания 8 лет жизни Всеволод провел в Византии — считается, что это была родина его матери. Он и его братья были встречены там весьма благосклонно, и, надо думать, Всеволод многому в Византии научился. Конечно, вернувшись на Русь, он помирился со старшим братом, но все же — кто сообщил Якиму Кучковичу о казни его брата, как вы думаете?

"А заговорщики? — спросите вы. — Те самые Кучковичи и примкнувшие к ним?".

Считается, что они были казнены Всеволодом Большое Гнездо. Правда, обстоятельства их казни везде даются разные. То сообщается, что злая жена была подвешена на воротах и расстреляна стрелами, то, что ее утопили в болоте, а стрелами расстреляли ее братьев. В общем, опять сплошные загадки.

А единственный сын Андрея?

Он не поладил с дядей Всеволодом (еще бы!) и восемь лет прожил у половцев, после чего стал мужем грузинской царицы Тамары, но и там ему не повезло. Детей у него не было.

Удивительное дело, но при немалом количестве отпрысков, у Андрея Боголюбского известно о рождении всего одного внука Василия, да и то неизвестно, дожил и он хотя бы до отрочества. Скорее всего, нет. После князя не осталось ничего.

Хотя нет — после Андрея Боголюбского осталась идея самодержавного правления. За что его очень почитал Иван Грозный.

А еще любят писать, что Андрея Боголюбский был канонизирован, вот только забывают уточнять — когда.

Действительно, когда?

Это случилось не в XII веке и не в XIII. Даже не в XVI во времена Грозного. А в 1702 году при Петре Первом, что, в общем-то логично. Кто еще мог способствовать канонизации самовластного правителя, как не самодержец?

1 из 2
 
 
 

  • 1