Перейти к содержимому



Фотография

Русские богатыри...


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Оффлайн   ДокТор

ДокТор

    Продвинутый пользователь

  • Клуб "Старейшина"
  • 2 175 сообщений
  • ГородМосква
  • Имя:ник

Награды

     

Отправлено 28 Июнь 2020 - 09:41

 
 
Как выглядела жизнь древнерусского богатыря: мнения учёных!
 
 

Представьте себе такую картину: тяжеловооружённый защитник слабых и угнетенных на коне, шлем с забралом, меч, копье и щит - кто это? Конечно, рыцарь! А вот и нет! Да и само слово рыцарь - славянское, хоть и восходит к немецкому. И ни во Франции ни в Англии их рыцарями то и не называли! Но кто же тогда такой скачет на коне? А это наш богатырь!

 

 

Тяжеловооруженная кавалерия была неотъемлемой частью русского войска. Богатыри сегодня кажутся нам полу сказочными героями, сродни Ивану царевичу и серому волку. Вот только на самом деле, они были вполне реальной элитой русского войска. И жили они в мире, который был совсем не похож на наш! Итак, давайте на один день станем самым настоящим богатырем, и погрузимся в их мир, полный подвигов, мир где смерть всегда рядом, а с тобой всегда твой надежный хранитель - волшебный меч. Почему сами они себя ни за что не назвали бы богатырем? Правда ли, что перед битвой богатырю нельзя было ругаться? Почему обряд посвящения на Руси мальчик проходил уже в 2-3 года? И что надо было сделать карьеру богатыря? Как выглядела боевая магия воинов? Правда ли, что у русских храбров, как и у рыцарей были свои турниры, и даже свой крестовый поход? А также перенесемся в гущу боя и узнаем как выглядел бой глазами богатыря и почему они не боялись идти на верную гибель? И когда погибли последние русские богатыри? Поехали, проживем один день из жизни богатыря!

 

Итак, Вас зовут Военег, то есть «наслаждающийся боем», и вы, как бы мы сказали сегодня - богатырь. Вы находитесь в Киеве, осажденном печенегами, на дворе 968 год. Князь Святослав с дружиной далеко, в Болгарии и спасти город не могут. Вы и небольшая дружина оставлены охранять мать князя, княгиню Ольгу и маленьких княжичей. Горожане уже до предела измучены голодом - сьели все вплоть до травы, выйти за водой тоже нет возможности, орда плотным кольцом окружила город… И вдруг утром, на горизонте появилась небольшая флотилия, все воспряли духом, но ненадолго, это не княжья дружина, а лишь несколько лодок. Флотилия нерешительно толкалась на той стороне Днепра… Даже связаться с ними, чтобы договориться о совместной вылазке, осажденным было невозможно, через печенегов и мышь не проскочит, а телефонов еще не изобрели.

 

Обессилевшие от голода и жажды горожане собрались на вече, было решено, сдаться супостатам на рассвете, если ничего не изменится.… Чтобы понять то, насколько люди изнемогли от голода, надо знать, что после взятия Киев бы спалили огнем, а жителей увели в плен. Судьба пленников была незавидна. Те из них, что оставались живы, доставлялись на невольничьи рынки Византии и среднеазиатских стран. Но даже такая участь уже горожан не пугала…И тут вперед выходите Вы, Вы говорите, что проберетесь через лагерь печенегов и доберетесь до флотилии. Все изумлены - ведь это самоубийство: печенеги жестоки, а город окружен так плотно, что это просто немыслимо.… Вы видите слезы в глазах жены, и исхудавшей от голода дочки. Но тут жители поражены еще больше: вы снимаете с себя свой знаменитый меч, шлем и кольчугу, которые выдавали в вас профессионального воина. И в одной рубахе, с уздой покидаете Киев. Собравшиеся на вече в изумлении смотрят вам в след…

Как вы думаете, что считалось самым важным, когда отправляешься на битву? Выспаться, хорошо покушать, взять с собой оружие? Не угадали! Древнейший памятник славянского права - «Закон судного людям» был составлен в Болгарии еще в X веке и на протяжении столетий служил воинским правилом для славянских бойцов.

Так вот, к идущему на бой славянскому воину предъявлялись в первую очередь высокие духовные требования! «Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех неприязненных слов и дел, и направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам».

Вот и Вы уже несколько дней соблюдали духовную гигиену - не ругались и не гневались, Вы уже знали, что вам предстоит совершить что-то. Обратившись к Богам, Вы идете вперед на встречу своему самому большому страху… Когда то старый волхв предсказал вам смерть от воды. И с тех пор вы до ужаса боитесь умереть не с оружием в руках как подобает воину а просто утонув….

 

Вы удивитесь, но скорее всего сами богатыри богатырями себя не считали! Они и слова-то такого не знали! Как считает большинство учёных, слово богатырь или богатоуръ — вообще восточного происхождения, скорее всего от монгольского багатур/батыр - герой, храбрый воин. Да и первые богатыри, которые встречаются в русских летописях - воеводы Чингисхана Субэдэй-багатур и Джэбе-багатур! То есть, багатур - почетный титул, который за особые заслуги хан добавлял к имени отличившегося воина. Багатуры были отдельной прослойкой элитных воинов. А вот привычное нам «богатырь» впервые встречается в 16 веке в книге поляка Сарницкого: «русские пытаются убедить всех в существовании своих героев, которых они называют богатыри, то есть полубоги». Хорошо, ну а как же тогда называл себя наш герой? Быть может витязем? Опять нет! Слово «витязь» встречается лишь в Переяславской летописи, после этого пропадает до XVI века. К слову, долгое время считалось, что слово «витязь» - германского происхождения и родственно слову «викинг». Вот только у древних пруссов было слово витинг, которое обозначало как раз воинскую касту, а ее представитель звался витингас, в литовском - «витис». Вот вам и наш витязь! Но на самом деле в Древней Руси для обозначения элитного воителя и дружинника, вместо позднейшего заимствования «богатырь» повсеместно употреблялось слово «храбр». Так что наш Военег, и его коллеги звали себя Храбрами!

Вернемся к нему и посмотрим не убили ли его уже печенеги? Лагерь кочевников шумел человеческой и лошадиной многоголосицей … Держа в руках узду и громко спрашивая у всех встречных по печенежски - не видели ли они вашего коня, вы неспеша пробираетесь сквозь вражеский стан.

 

Пахло кострами, потом и едой, от этого последнего у вас, много дней не видевшего пищи, кружилась голова. В суматохе пока на вас никто не обращал внимания. Наверное помогали Боги. Наконец, Вы оказались в 2 шагах от реки, и тут на встречу вывернул могучий печенег! ты из какой тысячи? - спросил он. Военег не ответил, а прыгнул в реку, печенеги спохватились, кто то кинулся за ним, посыпались стрелы. Военег посмотрел на воду, набрал в грудь побольше воздуха, представил лицо дочери и нырнул! на воде стала видна кровь, похоже чья то стрела нашла свою жертву

Самые знаменитые русские богатыри - это конечно же троица - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, известные нам из былин, записанных в 19 веке. Они сами и их подвиги кажутся немного фантастическими, вот только тот же знаменитый отечественный историк, академик Рыбаков уверен, что все они - реальные русские храбры. Добрыня Рязаныч Злат пояс 2 раза упоминается в летописях: «В лето 1217. Был бой князя Юрия Всеволодовича с князем Константином Ростовским на реке на Где, а были с ним два храбра: Добрыня Золотой Пояс да Александр Попович, со слугой своим с Торопом».

Дада именно от Александра в древности и получалось Олеша! Вот только третий в этой тройке - Тороп. А Илья Муромец жил на век раньше, в 12 веке имел кличку Чоботок, то есть сапог, которым по легенде отбился от врагов. И с ним связывают мощи, которые хранятся до сих пор в Киево-Печерской лавре.

1 из 3

Илья вообще рекордсмен по количеству упоминаний в разных источниках. Храбры не только сражались, они были и как сегодня бы сказали топ-менеджерами-управленцами, судьями, сборщиками податей, и даже дипломатами-послами. Недаром тот же Илья Муромец известен и в европейский источниках как Илиас русский. Конечно же, храбры, что называется купались в роскоши. Археологи говорят, что в погребениях элиты русского войска встречается масса иностранных предметов роскоши и конечно же самого дорого оружия, рабыни. Любой князь считал за честь иметь в своей дружине знаменитого храбра. Ну а как им стать? Готовить будущего профессионального воина начинали еще в детстве, ведь впоследствии ему предстояло по несколько раз в году учавствовать в битвах с самыми опасными противниками, которых на Руси было немало.

 

Требовалось годами оттачивать высокое мастерство владения оружием. При этом на Руси 15 летний подросток уже считался взрослым, как правило был женат и жил самостоятельно! Вот к этому времени и надо было много успеть. Уже в 2-3 года проходили так называемые «постриги». Тогда же будущего воина впервые сажали на коня и он получал первое оружие! Кстати, в Европе при посвящении в рыцари стригли волосы, и передавали оружие уже мужчине, а вот на Руси - в 2-3 года, чувствуете разницу? Впрочем, на подготовке все дело не заканчивалось. Далее воин поступал в Дружину. Один из самых знаменитых русских храбров Добрыня Рязаныч Злат Пояс, как следует из былин, 3 года жил в дружине конюхом, три года придверничком, три года ключником и лишь на десятое лето «стал конем владать». Вот как выглядит путь в элиту - Старшую дружину. Ну а чтобы стать храбром надо было проявить особую удаль в бою! О том, какие необыкновенные воины были храбры говорит, например, вот такая запись в Никоновской летописи: в 1000 году преставился Рагдай Удалой, бившийся против 300 воинов! Вот так…

У средневековых рыцарей были турниры, на которых они могли продемонстрировать свое воинское искусство. Ну а как же богатыри?

Ученые считают, что наши храбры ни по вооружению ни по мироощущению не уступали рыцарям. И точно так же участвовали в рыцарских турнирах. В Ипатьевской летописи рассказывается о турнире, который князь Ростислав устроил под стенами осаждаемого им города, чтобы устрашить осажденных и повеселить гостей в 1249 году! Сам князь впрочем выступил неудачно, был сбит с коня и получил травму. Церковь богатырские турниры порицала. Монах летописец ругает внука Владимира Мономаха Всеволода за «игрушки военные с вельможами». Древний воин Руси и Скандинавии мог проявить свои боевые навыки и в битвах - в индивидуальном поединке и, значительно чаще, в строевом бою. Самый знаменитый русский поединок - это бой Пересвета с Челубеем перед Куликовской битвой. это был классический бой всадников, вооруженных длинными копьями.Был у русских храбров и свой крестовый поход - в исторической литературе «крестовым походом» называют поход русских князей против половцев в 1111 организованный Владимиром Мономахом.

Но вернемся к нашему герою. Вы почувствовали, что ранены и сейчас утонете, недаром старый волхв предостерегал его от воды. Но жаль Вам было только что погибнете не с оружием в руках, да не сумеете спасти город и свою семью. И тут вы видете руку над головой - это лодья, которую с той стороны отправили навстречу пришедшие на помощь городу. Вам перевезали раны и тут же отвели к воеводе. Вы рассказали ему об отчаянном положении жителей Киева и княгини Ольги и предложили на рассвете напасть на половцев, вместе с немногочисленной дружиной оставшейся в городе. Вы понимаете, это последний шанс спасти город. Но что это? Воевода Претич покачал головой… Его силы смехотворно малы, всего несколько ладей против огромного войска печенегов, это самоубийство! И тогда вы говорите:

-Воевода, дозволь слово молвить. Пойдем в поле, проведать будушее, а потом решишь!

и добавляете напоследок: князь, когда вернется, навряд ли будет доволен, что ты не попытался спасти его мать и детей. Имя князя подействовало, Претич согласился сходить с храбром в поле.

Славяне верили, что будущее уже существует, его можно узнать и, узнав, изменить.Перед боем князь или воевода обязательно отправлялись ночью в поле проведать будущее. Этот обычай надолго сохранился в русской культуре.

 

Интересно, что в войсках славян похоже была штатная должность волхва-воеводы, который упоминается в войске князя Владимира и Святополка. Судя по тому, что русские считали своих богатырей полубогами, к храбрам отношение было необычное. Они не совсем люди, а Воины Небесные. Поэтому в этом гадании вопрошал о будущем сам Военег, а не воевода. Сначала в тишине они прислушались к тому что происходит в обоих лагерях. Потом Вы вышли вперед и завыли по волчьи - долго и протяжно…

И тут волк ответил вам, а затем начали выть много волков. Вы возвращаясь к Претичу говорите, «что есть нам победа над печенегами завтра». И делитесь с ним своим планом, который расслышали в волчьем вое!

- Хорошо, решился тот. Жаль, что ты без своего знаменитого меча. Это правда что ты нашел его в древней могиле?

Вам кажется, что это уже из сказки и не имеет отношение к действительности? Но древние воины совсем по другому видели мир, так отечественный историк Вадим Долгов в замечательной книге «Храбры Древней Руси» пишет, что

«В языческой картине мира оружие воспринималось как самостоятельная личность, обладающая в какой-то мере сознанием и волей. «Пищей» меча была живая человеческая плоть».Волшебными на Руси почитались княжеские мечи, был даже их культ. На мечах клялись. Некоторые из них дошли и до нашего времени: меч Всеволода и меч Довмонта. Наиболее известным на Руси мечом в христианскую эпоху стал меч святого Бориса. Ну а как же меч-кладенец? И это было реально существовавшее оружие. По одной из гипотез кладенец - потому, что добыт из под мертвой головы, или из древней могил.

 
 

По другой, от слова укладный, то есть стальной, а по третьей и вовсе от латинского гладиус - меч. Один из самых ярких волшебных мечей в письменных источниках - Агриков меч. Муромский князь Петр обретает волшебный Агриков меч и сражает им змея.

 
 

 

Интересно что в заговорах упоминается и меч-самосек — принадлежность «святого царя небесного». В этой связи интересна и еще одна этимология слова Богатырь. Тыр, Тор до сих пор у мордвы и некоторых других народов значит меч. А Богатырь - божественный меч, меч Бога, то есть орудие Бога на земле.

Но вернемся к окруженному печенегами Киеву. Незадолго до рассвета маленькая флотилия Претича вместе с вами на борту отчалила от берега и через Днепр двинулась на Киев. А теперь давайте попытаемся представить, каково это идти на битву…

Рубящие удары мечом и топором наносились с большой амплитудой и огромной силой. Отрубленные руки, ноги, головы, разрубленные тела то и дело встречаются в тех же скандинавских сагах, описывающих битвы. Именно ноги были самым уязвимым местом в поединке. Впрочем потеряв ногу в древности воины делали деревянные протезы, известен даже викинг Деревянная Нога. Помимо профессиональных воинов на бой шли и ополченцы.

Большинство ополченцев против острых как бритва мечей, копей, топоров шли в одной рубахе и плаще… Конечно им было страшно, но повторяем, тогда по другому относились к жизни и к смерти, смерть была частью жизни. По аналогии со скандинавами, наверняка и для русских храбров делом чести считалась смерть в бою с оружием в руках.

Во времена нашего Храбра дружина Святослава предпочитала биться в тесном пешем строю, как следует из трудов византийского историка Льва Диакона, пренебрегая конным боем. А вот с XII века русское войско, особенно дружинники, уже прочно «вросло» в седла.Мы можем только с большой степенью вероятности предполагать, как сражались конники Древней Руси. Во-первых, широко применяли копье для нанесения таранного удара (при этом, судя по летописным известиям, копье нередко ломалось), а также пускали в ход сабли, мечи и топоры

Выполняя ваш план, дружина Претича сев в ладьи громко затрубила, готовые киевляне поддержали дружным криком. И вдруг печенеги бросились от города. Им показалось что это подошел сам Святослав с войском. Княжескую семью удалось переправить на другой берег. Но вас волновала судьба оставшейся в городе жены и дочери.

И тут опомнившийся от неожиданности к переправе подъехал печенежский хан.

«А ты князь ли?» — спросил хан у Претича. «Я муж его, — отвечал воевода, — и пришел с передовым отрядом, а сам князь с бесчисленным войском идет за мной».

Хан запросил мира, и Претич протянул ему руку. Воевода и хан обменялись оружием и орда печенегов отошла от Киева… Глядя на реку вы подумали, что похоже Вам удалось изменить будущее, и вода вам больше не страшна, и тут услышали сзади детский голос - это была ваша семья… Вот так закончился один день из жизни русского храбра Военега.

А нам осталось только рассказать куда исчезли русские храбры?

Оказывается, летописям известна точная дата гибели последних русских богатырей!

31 мая 1223 года на реке Калке русско-половецкое войско впервые
встретилось с монгольской армией. Роковая для русских битва подробно описывается в разных летописях.

вот как описывает это Никоновская летопись 16 века: " убиша... на том бою и Александра Поповича, и слугу его Торопа и Добрыню Рязанича Златаго пояса, и семьдесят великих и храбрых богатырей".

Это та самая битва, которая положила начало татаро-монгольским набегам на Русь. Та самая битва, после которой враги пировали на досках, под которыми лежали русские князья и военачальники. Получается, последние русские богатыри включая знаменитых Добрыню Никитича и Алешу Поповича геройски погибли в 1223 году. А вот память о необычных воинах-защитниках земли Русской живет по сей день. Недаром поляк в 16 веке пишет, что считают русичи своих защитников полубогами, которые в случае опасности снова встанут на защиту родной земли…

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


  • 3



#2 Оффлайн   vovka asd

vovka asd

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • 338 сообщений
  • ГородМосква.
  • Имя:Владимир.

Отправлено 28 Июнь 2020 - 13:53

Спасибо. прочитал с удовольствием.С ув.Владимир.


  • 0