Перейти к содержимому



Фотография

Демидовы...


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 Оффлайн   ДокТор

ДокТор

    Продвинутый пользователь

  • Клуб "Старейшина"
  • 6 257 сообщений
  • ГородМосква
  • Имя:ник

Награды

           

Отправлено 28 Май 2020 - 07:13


Род Демидовых, в начале простые кузнецы, а позже богатейшие на русской земле вельможи, заводчики, основатели городов на Урале и в Сибири, породнившиеся под конец с династией Бонапартов – это и есть те дельцы-практики, кто реализовал замысел Петра. И прежде всего это основатель рода Никита и его сын Акинфий Демидовы (первоначально Антуфьевы).

Более поздние Демидовы больше прославились в Европе своими тратами и чудачествами (богатство, благодаря предкам, было огромное, а тяга к развлечениям безмерной). Да и титулы потомки кузнецов носили звонкие: правнук Акинфия – князь Сан-Донато был женат на племяннице Наполеона.

Впрочем, среди потомков есть, конечно, не только пустые личности. Достаточно вспомнить Павла Николаевича – основателя престижных Демидовских премий (1831 года) – своего рода российский аналог Нобелевки, лауреатами которых были Пирогов и Менделеев, Сеченов, Якоби и многие другие. Или Демидовский лицей, основанный Павлом Григорьевичем. Мы часто даже не догадываемся, что смотрим на демидовский след в истории. Кто помнит, что знаменитый брюлловский «Последний день Помпеи» это заказ одного из Демидовых – князя Анатолия?

Как и всякое дело петровских реформ, и здесь не обошлось без многочисленных жертв. Заводские рабочие, те же крепостные, цементировали фундамент будущей империи своим потом и кровью. И характеры у Демидовых были крутые. Основы государства менял Петр, который для одних был реформатором, а для других «антихристом», вот и Демидовы в ангелы точно не попадали.

Кузнец Никита грамотой не владел, а сын Акинфий получил церковно-приходское образование, что не мешало им ворочать по тем временам огромными делами и деньгами.

Демидовская история начинается с легенды. Будто бы, в Туле Петр потребовал найти ему кузнеца, который смог выковать алебарду по иностранному образцу. Не побоялся только Никита. Сделал и поначалу в этом раскаялся. Увидев крепкого, высокого мужика, царь тут же захотел забрать его в гренадеры, чего Демидову совсем не хотелось. Петр рассердился, но обещал: «Если выкуешь мне триста хороших алебард, помилую». Кузнец выковал.

Легенд много. Как бы то ни было, кузнец Петру понравился и мастерством, и характером, а потому распорядился выделить «Демидычу» (по батюшке Никита был Демидович – отсюда и пошла новая фамилия) недалеко от Тулы землю для добычи железной руды. С этого и началось возвышение рода Демидовых.

В воспоминаниях часто приводится разговор адмирала Апраксина с Петром. «Хорошо бы тебе иметь сотню таких слуг, как Никита», - заметил адмирал. «Хорошо бы хотя бы пять-шесть, как Демидыч», - вздохнул Петр. Впрочем, это постоянная жалоба каждого русского реформатора – «безлюдье», народа много, а для реального дела – думать и брать ответственность на себя - годятся единицы.

Поскольку руда под Тулой оказалась не лучшего качества, Демидовы довольно скоро перебрались на Урал, где и развернулись. К этому времени на Урале уже были небольшие заводы, построенные еще по приказу царя Алексея Михайловича, но работали они плохо. Демидовы прибрали все это хилое хозяйство к рукам и преобразили его.

Впрочем, это стало делом рук уже не столько Никиты, который остался при тульском производстве, сколько его сына Акинфия. Именно с его именем связан расцвет дела Демидовых на Урале. Отец бывал здесь лишь наездами, помогая советами. За 20 лет работы уже после смерти отца Акинфий открыл множество месторождений со свинцовыми, серебряными и медными рудами, организовал немало новых заводов, модернизировал старые.

Под конец жизни Акинфий по своим полномочиям, полученным от властей, мог вполне соперничать с князем. Для защиты от набегов (все-таки Сибирь еще не была освоена полностью) ему разрешалось даже строить крепости и содержать для их обороны солдат. Учитывая, чем занимался Акинфий, полагаю, что с пушками у этих крепостей проблем не было.

Пока был жив Петр, государь за делами Демидовых при всем к ним доверии, тем не менее, приглядывал, периодически посылая к ним с проверкой своих людей и соответствующие письма. В одном из них говорилось: «Памятовать тебе, Никита, что такие тебе заводы отданы у руд, каковых во всей вселенной лучше нет, за твою верную службу. А при заводах – леса, хлеба, живности». Напоминал государь и о неминуемом наказании, если Демидовы свой долг будут выполнить не по совести. Там же велел ленивых наказывать, но не быть жестокими.

А под конец приписал, что отвечать «о всех содеянных делах» придется «пред престолом Божиим».

Конечно, можно утверждать, что своим успехом Демидовы обязаны благосклонности Петра, и тем льготам, которые им предоставляло государство: и новым владениям для расширения производства, и, наконец, тем, что им не приходилось искать рынок сбыта для своей продукции – в ней нуждалась не только армия, но и вся Россия. Все это так, но не было бы демидовского трудолюбия, не овладевали бы они новыми технологиями, не было бы их вечного стремления сделать больше и лучше, не было бы и государевой благосклонности, не было бы ни денег, ни успеха.

Кстати, вслед за Демидовыми на Урал отправилось тогда немало дельцов. И у них были льготы, поскольку одного демидовского железа России все равно не хватало. Петр был готов помогать многим. И был тогда в Европе, кстати, не одинок. Надо учесть, что протекционизм был ту пору в моде. Скажем, во Франции, благодаря протекционистской политике Жана-Батиста Кольбера, фактического главы правительства при Людовике XIV, страна создала и значительно улучшила свои мануфактуры.

Некоторые, правда, считают, что Петр был крайним протекционистом, не жалея для своих реформ ничего. Возможно, но и положение России было другим, чем у Франции. В любом случае, если говорить о поддержке власти, Демидовы не были исключением из правил. Только вот крупный успех и столь прочная историческая память, видимо, не случайно, достались именно им.

Размах дела был столь велик, что крепостных, официально приписанных к заводам, Демидовым не хватало. На свой страх и риск в заводские рабочие они часто брали ссыльных или беглых каторжан, которых на Урале и в Сибири было немало, что, разумеется, являлось грубейшим нарушением закона. Поэтому во время многочисленных ревизий эту рабочую силу прятали в подвалы. Некоторые источники утверждают, что, в крайнем случае, чтобы не попасться, этих «лишних людей» даже топили в реке. Выдать клейменных рабочих, да еще нередко с вырезанными носами за простых крепостных было просто невозможно.

Правда, «демидовские ужасы» приписывают в основном потомкам Никиты и Акинфия – о первых Демидовых больше слухов, чем доказанных фактов. С другой стороны, сам за себя говорит тот факт, что вся эта беглая каторжная, неучтенная официально рабочая сила прибывала на заводы Демидовых по доброй воле. Сюда же можно приплюсовать обычных беглых крестьян и рекрутов-дезертиров. Многие из беглецов при всей тяжести работы на предприятиях, рассматривали демидовскую «крышу», по сравнению с каторгой, военной службой или жизнью у помещика-деспота как «землю обетованную». Демидовы все-таки предоставляли своим работникам хоть какой-то кров и корм, более того, даже чуток платили.

А вот, что касается потомков, то тут доказательств жестокого обращения с рабочими хватает как раз с избытком. Как написал один дореволюционный биограф о потомках Демидовых, «не в отцов дети». Недаром история позже фиксирует нередкие бунты на демидовских заводах и в их владениях. Все эти бунты подавлялись предельно жестоко.

Как Демидовы позже оправдывались «перед престолом Божиим», о чем их предкам напоминал Петр, не знаю. Впрочем, как оправдывался перед Господом за свои деяния сам Петр Великий, не знаю тем более.

В конце концов, несметные богатства Демидовых обеспечили им особое положение, с которым приходилось считаться даже государям. И царям приходилось брать у них в долг. В турецкую войну взять в долг захотела и Екатерина II, однако, Прокофий Демидов ей отказал: «тем, кто меня и высечь может, в долг не даю». Деньги дал лишь одному из братьев Орловых, да и то поставил условие: не вернет в срок, публично влепит графу три оплеухи. И всемогущая Екатерина вместе с гордыми братьями Орловыми согласились!

Память о демидовском роде осталась разная, это правда. Зато дело для России сделали великое. Свой «котлован» вырыли и они.
 

 


  • 2



#2 Оффлайн   DOK_Crazy

DOK_Crazy

    За совесть да за честь – хоть голову снесть.

  • Клуб "Старейшина"
  • 1 578 сообщений
  • ГородДубна
  • Имя:Виталий

Награды

        

Отправлено 28 Май 2020 - 13:08

спс за историю 


  • 0

Minelab X-Terra 705, Minelab EQUINOX 900 и удача!!!


#3 Оффлайн   vovka asd

vovka asd

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 673 сообщений
  • ГородМосква.
  • Имя:Владимир.

Отправлено 29 Май 2020 - 11:23

в свое время, в детстве,  в районе озера Акакуль (Ю.Урал) напоролся среди леса на заброшенный  заводик. Либо золото, либо серебро мыли огромная воронка насквозь проржавела, несмотря на толщину металла.в двух шагах родник и яма вода для мытья золота первое дело...Сейчас уже не найду. 


  • 0