Перейти к содержимому



Фотография

Кистень


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 8

#1 Оффлайн   Можайский

Можайский

    Администратор

  • Администраторы
  • 16 511 сообщений
  • ГородМожайск М.О.
  • Имя:Анатолий

Награды

                                      

Отправлено 15 Январь 2019 - 19:30

Кистень - ударное оружие. Метко и точно его описал В. Даль: "Кистень летучий, гиря на ремне, который наматывается, кружа, на кисть, и с размаху развивается; бивались и в два кистеня, в обе - ручь, распуская их, кружа ими, ударяя и подбирая поочередно; к такому бойцу не было рукопашного приступа". От раннего средневековья до нас дошли только гири от кистеней. Они привязывались ремнем, веревкой (реже цепью) к короткой палке или просто к руке.
Широкое употребление кистеня в древней Руси и, в частности, в Новгороде - теперь уже факт установленный. Кистень можно с полным основанием назвать карманным оружием, которое с большим успехом могло применяться в рукопашной схватке. Он состоит из небольшой увесистой металлической гирьки (иногда костяной и т. п.), прикрепленной к концу прочного ремешка длиной около 50 см. Другой конец, ремня надевался на кисть руки, откуда и произошло название этого оружия. Гирька, кистеня, раскрученная на ремешке, получала значительное ускорение и благодаря этому обладала большой ударной силой.
А так называемый волкобой - это уже плеть с рукояткой, вплетенной в гибкую часть проволокой и кистенем на конце, использовалась в Башкирии и Калмыкии. Изначально волкобоем называли охотника, бьющего волков с лошади КИСТЕНЕМ. Т.е. само по себе оружие (гирька) - все-таки кистень.

C6fhfQKKacc.jpg


  • 19



#2 Оффлайн   Джегош

Джегош

    Продвинутый пользователь

  • Клуб "Старейшина"
  • 5 276 сообщений
  • ГородНогинск
  • Имя:Евгений

Награды

                             

Отправлено 15 Январь 2019 - 20:00

Приветствую Анатолий, спасибо за познавательный рассказ.
  • 1
ХР Деус
89772560441

#3 Оффлайн   razum.1977

razum.1977

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 142 сообщений
  • ГородШ
  • Имя:Андрей

Отправлено 15 Январь 2019 - 20:40

Несколько лет назад, поднял такой как в среднем ряду пятый с правого края, по Кирпичникову 11-13 век , хотел продать, но передумал, лежит любуюсь иногда))


  • 0

#4 Оффлайн   nemec31

nemec31

    Продвинутый пользователь

  • Клуб "Старейшина"
  • 3 073 сообщений
  • Городwhite city
  • Имя:Парикмахер

Награды

           

Отправлено 16 Январь 2019 - 09:27

Средний ряд двенадцатый - на бутероль похоже ...


  • 0
И даже то, что быть не может, однажды тоже может быть .

#5 Оффлайн   Dorado

Dorado

    Продвинутый пользователь

  • Клуб "Старейшина"
  • 3 032 сообщений
  • ГородМосква
  • Имя:Александр

Награды

                 

Отправлено 16 Январь 2019 - 11:23

:search: 

Прикрепленные изображения

  • IMG_20180820_081326.jpg

  • 3

#6 Оффлайн   дважды два

дважды два

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 242 сообщений
  • Имя:Владимир

Отправлено 16 Январь 2019 - 16:45

Некоторые типы попадались.

Прикрепленные изображения

  • post-18146-0-90618300-1428304324.jpg
  • post-18146-0-97725100-1439291329.jpg

  • 0

#7 Оффлайн   Сармат

Сармат

    Модератор раздела "Вооружение и воинская культура"

  • Специалисты
  • 951 сообщений
  • ГородАрдабда
  • Имя:Вячеслав

Отправлено 16 Январь 2019 - 16:45

Если кому интересно, моя ныне уже опубликованная статья...давно это было)))

 

«…Кистенём махнем, корабль возьмём…»

(из истории появления кистеней и волкобоёв)

 

ЧАСТЬ I. Кистени

 

            Среди многочисленного арсенала предметов древнего вооружения, такая категория, как кистени и волкобои, зачастую вызывает неподдельный интерес. Разнообразие форм и материала, из которого изготовлены боевые гири и наконечники плетей, варианты орнаментации, период бытования и, конечно же, техника их применения в бою, - все эти аспекты в совокупности создают интереснейшую почву для изучения этого типа ударно-дробящего оружия.

            Однако перед тем как начать повествование об истории возникновения и развития этих специфических типов вооружения, стоит отметить некоторые особенности избранной тематики.

            На сегодняшний день библиотека публикаций по рассматриваемым вопросам включает в себя немногочисленные работы, в которых основополагающее место, конечно же, занимают труды А.Ф. Медведева (Оружие Новгорода Великого, труды Новгородской археологической экспедиции, том 2, 1959 год) и                                                               А.Н. Кирпичникова (Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени. Древнерусское оружие, вып. № 2, 1966 год), предложивших типологическую классификацию кистеней по форме и материалу изготовления. Причём, если типология А.Ф. Медведева составлена в основном по подъёмному материалу, полученному в результате работы Новгородской археологической экспедиции, то типология, предложенная                           А.Н. Кирпичниковым охватывает значительно больший ареал распространения  кистеней, путём картографирования находок, связывает их с возможными центрами производства, открывает новые примеры художественно-технологического исполнения кистеней – применения техники черни по железу с использованием серебряной инкрустации.

            Публикация А.В. Крыганова (Кистени салтово-маяцкой культуры Подонья, Советская археология, вып. № 2, 1987 год), систематизирует находки кистеней, соотносимых с салтово-маяцкой культурой, рассматривает такой интересный тип, как каменные кистени. По сути вопроса данная статья является первой работой, в которой предпринята попытка рассмотреть историю возникновения этого типа вооружения с привлечением материалов археологических исследований Кавказа, на примере Тлийского могильника, находок из средневековых городищ Камунты и Верхнего Джулата.

            Статья соавторов А.С. Дубинина, П.А. Корчагина (Кистени из коллекции Пермского областного краеведческого музея, труды КАЭЭ, вып. № 4), посвящена преимущественно кистеням позднего периода (включительно до первой четверти                XX века). В ней также предложена классификация боевых гирь по технологическому критерию (способу изготовления).

Что же касается наличия трудов, рассматривающих такую интересную категорию предметов вооружения, как волкобой (волчатник) – боевых плетей с бронзовыми (или свинцовыми) наконечниками, то единственной на сегодняшний день тематической статьей по этому направлению, является обзорная работа                              В.Е. Коршуна (Волкобой, альманах древней культуры и искусства «Домонгол», вып.№1,2010 год), которая вводит в научный оборот находки, сделанные в Белгородской, Владимирской и Ленинградской областях.

Разумеется, в связи с малочисленностью, а точнее сказать, практически с полным отсутствием в специализированной археологической литературе материалов исследований о волкобоях, типология и классификация их не разработана.

Причиной их слабой изученности, прежде всего, выступает то обстоятельство, что такая категория предметов, как волкобои, не обнаруживается в составе погребального инвентаря исследуемых захоронений. Этот факт может, объясняться, как и сравнительно поздним периодом бытования, так и не принадлежностью этого типа предметов вооружения к составу инвентаря, сопровождавшему погребения.

Основная масса известных наконечников плетей происходит из находок любителей металлодетекторного поиска. И  потому, с целью их дальнейшего изучения и классификации, очень важно проводить целенаправленную работу по сбору, накоплению и картографированию найденного материала. Возможно, эти исследования в будущем позволят ответить на вопросы, касающиеся появления и распространения волкобоев на территории нашей страны.

Завершая краткий обзор, научных публикаций, имеющих непосредственное отношение к тематике статьи, хочется отметить, что перечисленные фундаментальные труды, в большей степени заложили твёрдую основу для дальнейшего изучения таких предметов как кистени, и, привели исследователей к мысли о необходимости начала работы в плане изучения находок гирек плетей-волкобоев.

Исторические вехи…или прорехи?

В основу изучения любого типа древнего вооружения, прежде всего, заложен анализ подъёмного материала, получаемого в результате археологических раскопок и соотнесением полученных данных с уже имеющимися. Именно эта практическая составляющая, в дальнейшем позволяет разрабатывать классификации, предлагать типологии, и, в конечном итоге, проводить построение эволюционной цепочки развития в отношении того или иного предмета вооружения.

 Однако иногда случается так, что, в процессе разработки классификаций и типологий, вопрос эволюционного развития просто забывается. Парадокс, конечно, однако в случае с кистенями дело обстоит именно таким образом.

Стоит признать, что, несмотря на важность имеющихся знаний о кистенях, полученных на сегодняшний день в ходе проведения археологических исследований, они представляют собой лишь отдельные фрагменты долгого эволюционного пути этого типа вооружения, доступные для понимания. И для подобных утверждений есть объективные факты. О них часто не упоминают в современных публикациях возможно потому, что просто не считают нужным, ведь история появления и существования кистеня на Руси раннее была просто и доступно изложена, а возможно и для того, чтобы не ломать стройный ряд гипотез и предположений, объясняющих их появление. Но объясняющих ли? Давайте попробуем разобраться.

И прежде всего, необходимо начать с определения наиболее раннего хронологического периода, который может быть связан с появлением кистеня, как предмета вооружения у древних культур.

С достаточной долей вероятности можно сказать, что он лежит в границах середины II тысячелетия до н.э., а если быть более точным – между XV и XIII веками до н.э.

Именно этим временным промежутком датируются памятники кротовской культуры Западной Сибири, изученной археологом В.И. Молодиным. В ходе исследования захоронений могильника Сопка-2, им были обнаружены специфические изделия из мрамора, грушевидной и шаровидной формы, имеющие высверленный сквозной долевой канал.

Часть указанных изделий по своим технологическим характеристикам были отнесены к булавам, однако, некоторые из них, в виду объективных обстоятельств, а именно, малого диаметра существующего отверстия под данную категорию предметов не подпадали, в связи с чем, была высказана гипотеза об их возможной принадлежности к другому типу ударно-дробящего оружия – кистеням. Предположительно, в роли связки для подобных каменных изделий выступал плетёный кожаный ремень.

А теперь, на некоторое время оставим территорию Западной Сибири и перенесёмся в регион, отстоящий от неё на тысячи километров, а точнее – в Южную Осетию. Эта территория Центрального Кавказа широко известна многочисленными археологическими памятниками, но в нашем случае, наибольший интерес представляет могильник, открытый у села Тли (Тлийский могильник), датированный XVI-V вв. до н.э.

Одной из достойных внимания категорий погребального инвентаря выступают каменные и бронзовые булавы. Период бытования этих предметов вооружения на Центральном Кавказе приходится на середину II тысячелетия до н.э., причём каменные экземпляры достаточно долгое время сосуществуют с бронзовыми, пока окончательно не выходят из обихода. Материалом археологических раскопок подтверждается полная преемственность форм, т.е. бронзовые образцы изготавливались по примеру более ранних, каменных. Наиболее распространенные из них – это грушевидная и шаровидная формы. Однако самым интересным является тот факт, что в одном из погребений Тлийского могильника обнаружена бронзовая булава с останками витого ремня, завязанного на несколько узлов, не позволявших ему проскакивать через долевой канал, и таким образом удерживающих её. Необходимо заметить, что в известном археологическом комплексе, находки булав с останками кожи внутри долевого канала были не единичны.

Исследователи Тлийского могильника выдвинули предположение, что подобные булавы(?) могли использоваться в роли метательного оружия или иметь некое ритуальное назначение, хотя на чём основана эта гипотеза доподлинно неизвестно.

Также остаются непонятными причины, по которым предметы, найденные с останками кожаного ремня внутри долевого канала были отнесены к разряду булав, имея явные признаки технологического крепления, присущие кистеням.

Рассматривая находки с территории Южной Осетии и Западной Сибири, стоит отметить несколько важных моментов. Прежде всего, это синхронность хронологического периода бытования, который заключён в границах середины II тысячелетия до н.э.. Явное сходство форм, материала, и, что особо немаловажно, присутствие одинаковых морфологических черт, заключающихся в наличие узкого долевого канала, выполненного, как в каменных, так и бронзовых изделиях, приводит к постановке очевидного вопроса: каким образом у разных культур бронзового века, отдалённых друг от друга на тысячи километров, на одном хронологическом этапе, входят в обиход практически идентичные предметы вооружения?

            Это достаточно сложный вопрос, ответ на который может иметь исключительно гипотетический характер. И, если применительно к материалам Тлийского могильника, в появлении таких предметов вооружения, как булавы, и возможно кистени, чётко прослеживается явная связь с древними государствами Востока, из которых через Закавказье они собственно и распространились по территории Кавказа, то упоминая о находках, сделанных в Западной Сибири, говорить о чётко построенной поэтапной хронологии, имеющей безупречную культурную привязку на сегодняшний день не приходится. Да и взаимосвязь Кавказа с древним Востоком никоим образом не проясняет наличие археологических находок в материалах по Западной Сибири.

             И по данному региону это далеко не единичный факт. Очередную археологическую загадку поставила уникальная находка, сделанная в Томском Приобье при  проведении раскопок одного из курганов Савинского могильника, соотносимого с шеломокской культурой.

Эта культура Западной Сибири достаточно хорошо изучена, и по своей принадлежности отнесена к культурам скифского круга. Известные погребения и могильники содержат чётко датируемый материал, включающий в себя характерные бронзовые и костяные наконечники скифского типа, топоры-чеканы, акинаки с почковидным перекрестием и др.

В числе найденных предметов вооружения, сопровождавших погребальный инвентарь одного из курганов, был обнаружен бронзовый кистень, состоящий из бронзовой шаровидной гири с прямоугольной петлёй для подвешивания, бронзовой втулки от рукояти и бронзового перетяга (Рис. 1).  

            Эти предметы в погребении располагались с левой стороны костяка у берцовой кости. Бронзовая гиря весом около350 г, диаметр гирьки 4,7х4 см. Здесь же лежал перетяг для ремня. На расстоянии 34 см к востоку от костяка находилась бронзовая рукоять, круглая в сечении. Внутри нее были остатки кожаного ремня и дерева. Длина рукояти 7,2 см, диаметр по одному краю 2,6 см, по другому 2,4 см. На конце рукояти — овальное расширяющее кольцо (диаметр 3 см), которое книзу сужается до 2,4 см. Почти на середине длины есть небольшое отверстие диаметром 0,5 см, вероятно, для закрепления во втулке ремня и деревянной болванки (Л.М. Плетнёва, Оружие шеломокской культуры). Хронологически, найденный бронзовый кистень отнесён к V-IV вв. до н.э. Однако кроме хронологии здесь есть еще один интересный момент. Но о нём чуть позже.

Упоминая о самых ранних находках, пожалуй, стоит сказать о том, что в своё время, рассматривая историю развития кистеней на Руси, известный исследователь А.Н. Кирпичников, исходя из имеющегося на момент своих публикаций археологического материала, определил самую раннюю дату появления восточноевропейских боевых гирь во временных границах IV-IX веков. Материалом для таких выводов послужили предметы вооружения, найденные в Верхне-Салтовском могильнике, на Изюмщине и…. Западной Сибири.

И хотя автором при последующем изложении работы, вопросы возможных истоков появления кистеней в последнем из указанных регионов детально рассмотрены не были, именно эта единичная находка из Западной Сибири и представляет определённый интерес.

Этот кистень был найден на Верхней Оби в захоронении племен сросткинской культуры (М.П. Грязнов, История древних племён Верхней Оби). Конструктивно он представлял собой биконическую железную гирю с одной стороны имеющую кольцеобразное расширение, с другой – круглую петлю, обрамлённую валиком и снабженную кольцом для подвеса (Рис. 2). По отношению к костяку кистень находился у левой лодыжки погребённого. Указанное захоронение было датировано IX-X веками.

Безусловно, говоря о территории распространения таких предметов вооружения, как кистени, стоит также упомянуть и о находках из Пермского Предуралья. Эта небольшая группа, состоящая из двух боевых гирь – медного кистеня шаровидной формы, украшенного мелкими горошковидными выпуклостями инкрустированными серебром и костяного кистеня яйцевидной формы, орнаментированного горизонтальными параллельными линиями. Хронология этих вещей заключена периодами X-XIII веков, а само появление их на столь удалённом расстоянии от основных центров распространения кистеней связывается с образованием на Нижней Каме такого государства как Волжская Болгария.

Итак, для понимания общей картины зарождения и развития кистеней, настало время подведения некоторых итогов. С определённой степенью вероятности можно утверждать, что начало становления такого вида оружия, было положено в середине                   II тысячелетия до н.э. Косвенным свидетельством этому могут выступать находки каменных изделий этого типа, происходящие из регионов Центрального Кавказа и Западной Сибири. И, если эта ранняя датировка еще может подвергаться сомнению, ввиду её гипотетического построения, то, такой уникальный археологический материал, как кистень из Савинского могильника, однозначно подтверждает существование боевых гирь, как предмета вооружения в V-IV вв. до н.э. А это означает, что вся раннее построенная система развития этого вида вооружения ныне подлежит пересмотру и не только ввиду изменившихся хронологических рамок. Савинский кистень имеет все конструктивные черты, которые сложатся намного позднее, в XII-XIII веках у аналогичных восточноевропейских биметаллических изделий – шаровидная форма, наличие прямоугольной петли для подвешивания, и наконец, присутствие  такого, сравнительно редкого элемента, как бронзовая рукоять. Учитывая принадлежность шеломокской культуры к скифскому кругу, стоит сказать, что среди многочисленных предметов вооружения, происходящих из скифских погребений, открытых на территории и за пределами нашей страны, кистень из Савинского могильника не находит себе аналогов. И это может говорить только о том, что на территорию Западной Сибири он был занесён другим инокультурным этносом, в военной системе которого, кистень уже сложился, как предмет вооружения и получил законченную технологическую форму.

На более позднем этапе, в качестве подтверждения этой гипотезы может выступать кистень из захоронения сросткинской культуры на Верхней Оби, которая представляла собой конгломерат монголоидного и европеоидного компонентов. Основываясь на этом факте, логично предположить, что в Западную Сибирь кистень, мог прийти  с племенами, населявшими территорию Монголии, а возможно и Китая.

Также не стоит забывать и о другом аспекте, технологическом. Сравнивая биконическую форму сросткинского кистеня с аналогичными известными формами кистеней салтово-маяцкой культуры Подонья, имеющими одинаковую хронологию, необходимо отметить, что наряду с общими характерными чертами, находка с Верхней Оби имеет существенное отличие – железный кольцевой подвес, в то время, как известные кистени салтово-маяцкой культуры – классический долевой канал. Теоретически, наличие такого конструктивного элемента, как петля для подвешивания применительно к находкам из Западной Сибири может быть следствием преемственности в изготовлении оружейных форм, получивших развитие ещё на этапе раннего железного века. Разумеется, наличие только двух упомянутых разновременных находок – кистеня из Савинского могильника и боевой гири сросткинской культуры не могут в полной мере безоговорочно подтверждать изложенную выше гипотезу, и только дальнейшее изучение военного искусства древних племён, существовавших на территории Сибири, смогут подтвердить или опровергнуть её.

Следующим из наиболее интересных фактов в отношении рассматриваемого вида вооружения, является отсутствие чётко прослеженной хронологии. И это утверждение безоговорочно для любого региона, на территории которого были найдены боевые гири. Для большего понимания этого момента, имеет смысл вкратце проанализировать хронологию относительно хорошо изученных восточноевропейских кистеней.

Опираясь на вышеупомянутые научные труды, можно сказать, что для боевых гирь из Восточной Европы выделено два основных хронологических этапа развития. Первый заключён временными границами IV- IX веков, второй – X - XIII. И, если второй этап характеризуется, как период, в котором произошли видимые изменения, как в технологии изготовления кистеней, так и в распространении многообразия их форм и  способов орнаментации, то о первом этапе можно судить весьма условно. Имеющийся археологический материал, связанный с указанным периодом не позволяет объяснить тот факт, почему на этом, достаточно большом хронологическом промежутке, составляющим шесть веков, не прослеживается наличие ступенчатого эволюционного развития в производстве известных боевых гирь. Кроме того, большинство найденных кистеней, соотносимых с ним,  датированы более узким временем – VIII- IX веками, вследствии чего, общепринятая периодика с IV по                  VIII века в полном объёме по настоящее время не раскрыта. А это значит, что самая ранняя граница этого хронологического промежутка является достаточно сомнительной и до конца не подтверждённой. В связи с чем, и определение этнической принадлежности культуры, с которой кистень, как вид вооружения пришёл на территорию Восточной Европы остается под вопросом.

Итак, как мы видим, основным базисным элементом в изучении истории становления и развития кистеней на сегодняшний день в большинстве своём являются гипотезы и предположения. В силу недостатка имеющихся знаний, мы, пока не можем объяснить многих вопросов. Например, почему на территориях, удалённых друг от друга на тысячи километров, таких, как Кавказ и Сибирь, практически в одно и то же время появляются каменные изделия одинаковых форм, которые возможно интерпретировать, как кистени.

Или, почему, кистень, как вид вооружения не получил такого широкого распространения в период средневековья на территории Сибири, как в аналогичный период его существования в Восточной Европе, в особенности, если учитывать его более ранние сибирские истоки?

И, наконец, самая главная загадка: если уже в  V-IV вв. до н.э., кистень был известен культурам скифского круга, о чём свидетельствует находка из Савинского могильника, почему на протяжении от этого периода до периода раннего средневековья он не эволюционировал в кочевнической среде, как другие, общеизвестные предметы вооружения?

Гипотезы, гипотезы и ещё раз гипотезы…Однако, гипотезы и реальный ход исторических событий это две, зачастую разные категории. И, насколько в своих гипотезах мы близки к истине, покажет время и новые археологические открытия. А пока остается только ждать и анализировать уже имеющуюся информацию.

Типология, как важный исторический аспект

В данном разделе мы рассмотрим типологию опубликованных кистеней и основные факторы её становления и развития с учётом существовавших технологических процессов их изготовления.  По общепринятой в научных изданиях классификации, боевые гири подразделяются по форме, материалу изготовления и типу крепления.

К самым ранним известным образцам относятся костяные или роговые кистени. Процесс их изготовления состоял в первичной обработке кости, с целью придания соответствующей формы и обязательной последующей шлифовкой поверхности полученной заготовки. Материалом для производства преимущественно выступал рог лося. Они имеют шаровидную, грушевидную или вытянутую по оси форму, по характеру крепления подразделяются на изделия со сквозным долевым каналом, с петлей или отверстием в верхней части, и гири, в долевой канал которых вставлен металлический стержень, расклепанный с одной стороны, а с другой имеющий петлю (Рис. 3). Появление и распространение роговых кистеней исторически связывается с салтово-маяцкой культурой. Раскопки таких известных памятников, как Саркел (Белая Вежа), Ютановское городище позволили датировать найденные предметы вооружения IX-X веками. Исключение по временным границам для изделий из кости составляет единичный экземпляр кистеня, обнаруженный на Казар-Калакском городище VIII века в Дагестане.

В древнерусских памятниках средневекового периода, роговые кистени хронологически соответствуют  X XIII векам. Находки, полученные в результате археологических исследований славянского слоя Саркела, позволили                            А.Н. Кирпичникову выдвинуть предположение о том, что они являются видоизменённым продолжением более ранних, хазарских образцов, и их появление у славян напрямую связано с тюркоязычным населением.

Бронзовые кистени, как предмет вооружения, также получают распространение в воинской среде с IX-X веков. Эта категория изделий, демонстрирующая наибольшее многообразие форм и декоративных решений в изготовлении (Рис.4). Наиболее ранние из них –  грушевидные и шаровидные со слегка сплюснутыми полюсами, имеющие сквозной долевой канал. Эти предметы вооружения в большинстве своём известны по находках в лесостепной части Подонья, Верхнесалтовском, Сухогомольшанском, Дмитровском и Красногорском могильниках. Свои аналоги они находят и на территории средневекового городища Камунта, локализованного на Кавказе. Более поздние кистени изготавливаются с петлей для подвеса, имеющей в большинстве своём округлую или прямоугольную форму. Их поверхности украшаются продольными и горизонтальными линиями,  горошковидными выпуклостями, пирамидальными выступами с элементами солярного орнамента либо с подражанием технике зерни и скани и т.д.

Особый интерес среди бронзовых изделий вызывает группа кистеней уплощенной грушевидной и овальной формы, орнаментированных т.н. владельческими знаками (тамгами). Наиболее известные из них – боевые гири, украшенные родовой символикой Рюриковичей – двузубцами и трезубцами (Рис. 5).

С X века в производстве кистеней начинает активно применяться техника биметаллического литья – корпус изготавливается из бронзы, путём литья по восковой модели в глиняных формах, а его утяжеление выполняется за счёт заливки внутрь свинца.

Периодика X по XIII века интересна тем, что именно на этом временном промежутке происходит наибольшее развитие в технологии художественно-декоративной отделки кистеней. Появляются такие приёмы, как чернь по железу с применением серебряной инкрустации, серебрение и золочение готовых изделий.

Появление железных кистеней фиксируется периодом, аналогичным бронзовым изделиям. Для ранних экземпляров, характерной формой являются кубическая,  со срезанными углами и сплюснуто-шаровидная. Отличительной особенностью раннего этапа производства для них, так же, как и для бронзовых, предметов, выступает наличие сквозного  долевого канала. Известные образцы с железным кольцевым подвесом тяготеют к грушевидной и вытянутой по оси формам, наиболее редки биконические боевые гири и гири сложных геометрических                 форм (Рис. 6).

Единичными находками представлены каменные (Рис.7) и свинцовые (Рис. 8) кистени. В связи с их малочисленностью, определение культурной принадлежности и ареала распространения для них весьма затруднительно. Сведения об опубликованных каменных кистенях периода средневековья, ограничиваются упоминанием о нескольких находках, происходящих из Подонья и степного Поволжья. Это предметы яйцевидной и грушевидной формы со сквозным каналом. В степном Поволжье одна из перечисленных находок обнаружена в хазарском погребении, датированном концом VIII века.

Категория таких предметов, как свинцовые кистени на сегодняшний день в научной литературе, увы, к рассмотрению не принята, но, стоит  надеяться, что со временем этот пробел будет восполнен.

Конный или пеший?

Вопрос о преимущественном использовании кистеней пешими или конными воинами также не имеет однозначного ответа. Общие сведения о характере применения боевых гирь в большинстве письменных источников отсутствуют, что не позволяет абсолютно безоговорочно утверждать об их принадлежности той или иной воинской касте.

Кистень – оружие наступательное, оружие «одного удара». В силу своих конструкционных особенностей (и прежде всего - наличия гибкой связи, обеспечивающей большое количество степеней свободы), оно не приспособлено для защиты от нападения. Следовательно, в прямом боестолкновении, кистень мог использоваться либо в паре с другим оружием, либо с дополнительными защитными средствами, такими, как щит. Рассмотрев данное обстоятельство применительно к конному воину, можно сделать однозначный вывод, что всадник не мог одновременно задействовать обе руки для работы с оружием, потому, как в таком случае, он не смог бы эффективно управлять конём. К тому же, учитывая динамику конного войска, в особенности в плотном строю, у конного воина было больше шансов нанести увечье коню, и покалечиться самому, нежели поразить прицельным ударом своего противника. И это уже не говоря о том, что сама техника работы с кистенём является достаточно сложной в освоении, и, тем более, в применении на поле боя. Таким образом, надо полагать, что кистень в большинстве своём являлся оружием пешего воина, однако в любом случае, он использовался как дополнительное средство вооружения, как в конном, так и в пешем войске, и никогда не занимал ведущее место в оружейном комплексе.

Несомненным, также, является и тот факт, что на более позднем этапе своего существования, в X-XIII веках, кистени входили в состав предметов вооружения знатных воинов. Прямым подтверждением этому является многообразие, проявившееся в  их художественной отделке и способах орнаментации. Вероятно, что в этот же период, кистень, в определённом смысле утратил своё прямое предназначение, став в большей степени показателем принадлежности своего владельца к высшей воинской элите.

Стоит подчеркнуть, что подобное явление символизма в отношении различных предметов вооружения не ново. С древних времён, в роли таких вещей выступали мечи, топоры (топоры-скипетры), булавы, элементы защитного вооружения и пр. Таким образом, оружие, изначально сложившееся как отдельный, самостоятельный вид наступательного вооружения, с течением лет обрело более глубокое значение, став атрибутом воинской культуры своего времени.

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленные изображения

  • Рис. 1 Бронзовый кистень, шеломокская культура (Савинский курганный могильник. V-IV вв. до н.э..jpg
  • Рис. 2 Кистень сросткинской культуры.jpg
  • Рис.3  Кистени из кости.jpg
  • Рис. 4 Кистени из бронзы.jpg
  • Рис. 5 Кистени с геральдической символикой и чернью по металлу.jpg
  • Рис.  6 Кистени из железа.jpg
  • Рис.  7 Каменный кистень (мрамор).jpg
  • Рис.  8 Кистень из свинца.jpg

  • 7

...Наше стремление познать историю - лишь слабая попытка приблизиться к истине...


#8 Оффлайн   Сармат

Сармат

    Модератор раздела "Вооружение и воинская культура"

  • Специалисты
  • 951 сообщений
  • ГородАрдабда
  • Имя:Вячеслав

Отправлено 16 Январь 2019 - 16:50

ЧАСТЬ II.Плети

 

            Плеть, наряду с другими атрибутами воинского искусства, сопровождала человека на протяжении многих веков. Зародившись в начале своего эволюционного развития, как неотъемлемая принадлежность верхового наездника, в виде «седельной палочки», различного вида стеков и нагаек, предназначенных для управления конём, с течением времен, она приобрела функции одного из элементов воинской культуры, прежде всего благодаря своей полифункциональности.

            Плеть была верной союзницей скотоводов, выступала в качестве оружия при загонной охоте. Не в лучшей своей ипостаси проявила она себя и в роли орудия наказания и пыток, применяемого к приговоренным перед смертной казнью. Одним из наиболее известных исторических моментов, которые повествуют об этом, говорит предание, согласно которого, римские легионеры, перед тем как распять Иисуса Христа, подвергли его «маленькой смерти» - истязанию с помощью флагры                  (flagrum, лат.) – многохвостой плети, окончания которой были увенчаны бронзовыми шариками с шипами (Рис.1). Первые подобные плети были обнаружены при раскопках древнеримского города Геркуланума, исчезнувшего подобно Помпеям и Стабии во время извержения Везувия в 79 г. н.э.

            История плети широка и многогранна, и, для того, чтобы понять исторические предтечи её развития, необходимо вновь обратиться к данным археологических и письменных источников. Что мы и сделаем.

            Начало начал

            Одно из первых письменных свидетельств использования плети в качестве предмета вооружения, нам оставил греческий историк Геродот. Это повествование посвящено одному из знаменательных и не самых удачных моментов скифской истории – возвращения скифов из Передней Азии в Северное Причерноморье после разгрома их мидийским царём Киаксаром в начале VI века до н.э. и возникшему противостоянию с рабами, воспротивившимися этому возвращению. Геродот так описывает эти события: « …Прежде всего они (рабы – прим. автора) оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера. Когда затем скифы пытались переправиться через озеро, молодые рабы. выступив им навстречу, начали с ними борьбу. Произошло много сражений, но скифы никак не могли одолеть противников; тогда один из них сказал так: «Что мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет меньше рабов. Поэтому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооруженными, они считали себя равными нам, т.е. свободнорожденными. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться». Услышав эти слова, скифы тотчас последовали его совету. Рабы же, устрашенные этим, забыли о битвах и бежали…»

            Разумеется, зная манеру греческого историка приукрашать отождествляемые события, с трудом верится, что кнуты победили там, где не смогли справиться луки и копья. Вероятнее всего, таким иносказательным приёмом, Геродот хотел показать, что скифы, будучи выше по иерархии, сочли оскорбительным для себя использовать оружие для укрощения своих строптивых рабов, «достойных» плети. Однако, так или иначе, но данное литературное свидетельство, пусть и не совсем объективно, позволяет допустить, что на этапе раннего железного века, номады могли использовать плеть в качестве оружия.

            Но письменные источники зачастую не позволяют сложить полную и исчерпывающую картину об истории возникновения и развития того или иного предмета на протяжении веков. Более того, иногда они являют собой полное противоречие имеющимся практическим сведениям, коими в нашем случае, выступают результаты археологических исследований. Итак, о чём они говорят?

            К первым находкам плетей раннескифского времени (Рис. 2) можно отнести находки, сделанные на Горном Алтае в погребениях пазырыкской культуры (VII-III вв. до н.э). В небольшом количестве они были обнаружены преимущественно в элитных захоронениях, где всадник был погребён вместе со своей лошадью. Конструктивно, плети представляли собой деревянное кнутовище длиной до 30 сантиметров и диаметром 1 – 1,2 сантиметра. Окончания кнутовища оформлялось цилиндрическими навершиями, выполненными из бронзы или кости. Сам хлыст крепился к кнутовищу с помощью гвоздиков или дополнительных элементов в виде бронзовых колец. В редких случаях, окончание хлыста венчал т.н. утяжелитель, в роли которого выступали короткие подцилиндрические костяные пронизи. Плеть носилась на поясе, с этой целью внизу рукояти, на небольшом расстоянии от навершия просверливалось отверстие, расположенное поперек оси кнутовища, через которое пропускался кожаный ремешок, образующий петлю.

Одним из примечательных фактов, касающихся алтайских погребений раннескифского периода, можно отметить, что находки плетей в указанном регионе происходят также из захоронений культур, не практиковавших конные подхоронения.

По всей вероятности данное обстоятельство несет в себе некий признак символизма, отождествляя плеть с лошадью, т.е. выступая заменителем последней при совершении погребального обряда.

Однако давайте оставим территорию Горного Алтая, и перенесемся на исконно скифские земли – регион Северного Причерноморья, дабы попытаться здесь найти подтверждение литературного описания, изложенного Геродотом в своей «Истории», в части касающейся применения скифами плети в роли оружия. Имеющийся материал археологических исследований позволяет с достаточной уверенностью сказать, что мужские погребения, содержащие в своём инвентаре плети (нагайки) на территории Северного Причерноморья встречаются достаточно редко, хотя данный атрибут и считается одной из обязательных принадлежностей скифа-воина. О данном факте косвенно свидетельствуют изображения нагаек на каменных скифских изваяниях             (Рис. 3) На возможное присутствие плетей в числе погребального инвентаря скифских захоронений в большинстве своём указывают их некоторые, хорошо сохранившиеся детали, изготовленные из неорганических материалов, в частности, это оплётки кнутовищ, выполненные из золотых и бронзовых лент.

Уникальными в своём роде являются два костяных навершия кнутовища плети, выполненные в привычном для скифов зооморфном стиле, которые были обнаружены при раскопках кургана Темир-Гора (VII вв. до н.э.) вблизи города Керчь Республики Крым (Рис. 4).

В свете обсуждаемой тематики, необходимо также упомянуть и об одной из интересных страниц скифской истории – наличии в скифском войске женщин-воительниц – амазонок. В захоронении одной из них, открытом на территории Аккерменского могильника, расположенного в Запорожской области Украины, кроме присущего подобным погребальным комплексам сопроводительного инвентаря, включавшего в себя предметы вооружения и домашнего обихода – наконечники стрел и копий, детали оружейного пояса, украшения и пр., найдено сравнительно хорошо сохранившиеся кнутовище нагайки (плети). Плеть в могиле женщины-воина была встречена впервые, что позволило выдвинуть предположение о принадлежности погребенной к верховной воинской элите. Подтверждением тому также явился тот факт, что курганная насыпь была сооружена исключительно над женским захоронением, все остальные могилы являлись впускными в курганы более раннего времени. Указанный курганный комплекс был датирован границами IV вв. до н.э.

Подводя некоторый итог этого краткого обзора, стоит отметить следующие детали. Да, как показывает практика археологических исследований, скифы и культуры скифского круга в известном периоде использовали плети в качестве атрибута для управления конём. Избирательный характер находок плетей преимущественно в богатых захоронениях позволяет сказать, что сама плеть выступала в качестве предмета, определявшего статус погребённого и принадлежность его к всадническому сословию.  

В исключительных случаях, к которым можно отнести погребение женщин-воинов, наличие плети в сопроводительном инвентаре также может интерпретироваться как символ высокого ранга, которым при жизни был удостоен её владелец в существовавшей системе воинской иерархии.

Известные образцы плетей скифского периода имели простую конструкцию, состоявшую из деревянного кнутовища длиной от 30 до 50 сантиметров и кожаного хлыста (или нескольких хлыстов). Диаметр кнутовища определялся в границах от              1,0 до 1,2 сантиметра, его деревянная основа украшалась обкладками из золотых или бронзовых листов либо обмоткой лент, выполненных из тех же материалов. В редких случаях кнутовище обматывалось кожаным ремнём (лентой).

Даже без проведения скрупулёзного анализа отдельных элементов плетей скифского периода, как впрочем, и имеющихся полноценных экземпляров, становится ясно, что ввиду своего конструктивного устройства они не могли выступать в роли предмета, обладающего существенными боевыми качествами, и уж тем более, не являлись полноценным оружием конного воина. Таким образом, легенда, изложенная Геродотом в своём труде, является красивой, но все, же легендой.

Эпоха перемен

Дальнейшее формирование технологической конструкции плети проходило под влиянием другой кочевнической народности – сарматов. Начиная с первых веков н.э., в конструкционной схеме сарматских плетей намечаются некоторые технологические изменения, а именно – на верхней торцевой части кнутовища появляется железный или бронзовый шип, имеющий вид уплощенной сферы с пирамидальной колющей частью; кожаный ремень плети усиливается бронзовыми обоймами, треугольными в поперечном сечении, расположенными равномерно по всей длине, либо одной или несколькими бронзовыми утяжелителями, имеющими форму куба с усеченными гранями (Рис. 5). Намного позже данная форма будет использоваться при изготовлении булав, кистеней и комбинированных наверший плетей. Причём первыми её станут использовать опять-таки представители позднего кочевого сообщества – воины салтово-маяцкой культуры.

Характерной особенностью сарматских плетей являлось также выполнение обкладок кнутовища из целого бронзового или золотого листа. Появление этой технологической составляющей, судя по всему, было обусловлено контактом сарматских племен с римлянами, произошедшим в период Маркоманских войн. Но в целом, полная облицовка рукояти плети у поздних сармат Восточной Европы в дальнейшем не получила распространения и носила единовременный характер  во второй половине III – начале IV в. Однако распространение обычая использования плети в качестве снаряжения всадника не ограничивалось исключительно средой номадов. Как показал опыт изучения других этносов, в частности, культуры рязано-окских могильников (КРОМ), плети, обнаруженные в её захоронениях, датированных IV-V вв. н.э. являются прямыми аналогами плетей позднесарматского периода, что в свою очередь позволяет утверждать о заимствовании данного предмета снаряжения из сарматской среды (Рис. 6), (Рис. 7).

            Следующий этап в эволюционном развитии рассматриваемого предмета снаряжения наметился с началом эпохи Великого переселения народов. В историческом контексте он упоминается в качестве одной из составляющих новой воинской всаднической культуры, привнесенной в Европу гуннами.  Инновацией гуннского времени стали плети с системой крепления ремней, в которой используются не обоймы, а пластины, подложенные под парные или тройные шпеньки.

            Плети гуннского периода являются прямыми продолжателями традиций позднесарматского времени. Среди используемых художественных приёмов, достойных внимания, стоит отметить оформление обкладок рукояти кнутовищ в т.н. полихромном стиле с использованием техники зерни  и вставок из драгоценных и полудрагоценных камней и (Рис. 8).

            В VI-VIII веках плети достаточно широко представлены и хорошо изучены в тюркских древностях, они находят аналоги в аварских материалах Центральной Европы. Однако по составу деталей они другие, принадлежат иной традиции, их детали

чаще всего изготовлены из кости или рога, иногда обернуты берестой. Известны простые плети и с деревянными рукоятями. Их аналоги найдены в раннесредневековых памятниках Северного Кавказа.

            Согласно письменных источников, на территории древней Руси, слово «плеть» начинает упоминаться с 1073 года, хотя археологические находки свидетельствуют об использовании плетей в конной практике приблизительно с  IX века. Большинство находок деталей плетей происходят из курганных захоронений воинов, о чём говорят найденные вместе с ними предметы вооружения. Достаточно интересны к рассмотрению т.н. «звучащие» плети с цельнометаллическим кнутовищем, найденные в полосе от Юго-Восточного Приладожья до Смоленщины, датированные IX-XI веками.

В навершии кнутовища подобной плети имелось соединительное кольцо, предназначенное для крепления ременного бича, на котором закреплялись лировидные привески с загнутыми концами. При работе такой плетью, привески издавали звенящий звук, что, по мнению некоторых исследователей, приучало коня не только ощущать удар, но и слышать простой взмах без удара, и повиноваться команде всадника. Происхождение такого типа плетей ведется с территории севера Европы и связывается с поздним периодом Великого переселения народов (VII-VIII вв.).

Весьма специфичны затыльники рукоятей древнерусских плетей. Одни из самых ранних экземпляров связаны с хазарскими и славянскими слоями крепости Саркел. Это костяные изделия, имеющие форму птичьей головы с выраженным клювовидным выступом. Как мы могли убедиться раннее, традиции украшения плетей зооморфными элементами носили явный кочевнический характер ещё с античного периода, в связи с чем, находки подобных затыльников в славянских слоях, очередной раз подтверждают ассимиляцию славянами приёмов декоративно-прикладного творчества степных народов. Типично славянским можно считать приём изготовления бронзовых затыльников в виде шара, вытянутого вдоль по оси, украшенного горошковидными выпуклостями или куба со срезанными углами и клювовидным выступом (Рис. 9) И хотя последняя из перечисленных форм соотносится с булавами салтово-маяцкой культуры, в роли навершия плетей она использовалась исключительно древнерусскими мастерами-бронзолитейщиками. Здесь надо отметить, что затыльники подобных типов. полностью повторяют формы славянских булав и кистеней, характерные для                XII-XIII веков, в связи с чем необходимо дать некоторые разъяснения. Несомненно, что этот период в эволюции плети является по-настоящему определяющим в процессе придания ей боевых качеств. С появлением таких затыльников, всадник получил в своё распоряжение унифицированный предмет. С одной стороны это классическая плеть, необходимая при управлении конём, с другой стороны – проверенное оружие ударно-дробящего действия, сочетающее в себе все качества булавы и, по сути, являвшееся ей.

Однако надо полагать, подобная унификация просуществовала достаточно короткое время.  С появлением и дальнейшим распространением шпор, как средства конного снаряжения, роль плети заметно снизилась. По всей вероятности далее она использовалась исключительно легковооруженными всадниками. Данное обстоятельство способствовало появлению новых и более простых в изготовлении плетей, в связи с чем, необходимость в изготовлении комбинированных типов, рассмотренных выше, отпала.

            «Малый кистень» или «волкобой?»

            Для того чтобы рассмотреть истоки появления на Руси специфических наконечников плетей – волкобоев, нам придется обратиться к этнографическим источникам. Однако перед тем как приступить к этому изложению, следует сказать вот о чём. Сам термин «волкобой» на сегодняшний день к рассмотрению  официальной наукой не принят. Виной тому может выступать, как слабая изученность этих предметов, так и факт абсолютного игнорирования данных находок со стороны научного сообщества. Однако такой подход не только умаляет их значимость, он просто выводит их из разряда вещей материальной культуры, без всяких сомнений подлежащих обязательному изучению. Благодаря работам А.Н. Кирпичникова, посвященным рассмотрению такой категории древнего вооружения как кистени, в отношении известных наконечников плетей был введён  термин «малый кистень», который зачастую используют некоторые любители истории древнего вооружения.

Однако насколько он корректен мы постараемся выяснить ниже.

            Традиция использования плети в качестве орудия для верховой охоты на протяжении долгого времени известна у многих кочевых народностей. Сибирь и Дальний Восток, степи Монголии и Казахстана, везде, где когда-либо пребывали племенные объединения номадов, этнографами зафиксированы данные факты.

Б. Бергман, в своей работе «Nomadische Streiferein unter den Kalmuecken», посвященной изучению этнографии калмыков, пишет:       «…Для отстрела волков, лис и других хищных животных, пользуются ни ружьём и ни стрелами, а обычным калмыцким кнутом. На такую охоту редко выходят преднамеренно: в основном помогает случай. Если кто-то в кочевье обнаружит волка, то хватает первого попавшегося коня, и без уздечки и седла, не теряя времени, просовывает веревку через рот коня, и так вперёд. Преследуемый редко уходит от погони. Лиса, извиваясь, пытается спастись, замедляя быстроту скачущего охотника. А волк бросается под конец на своего преследователя, но меткий удар плетью по морде бросает его оглушенного наземь. Волк падает, всадник завершает свое дело, нанося новые и новые удары по голове, которые ещё не убивают животное, но потеря крови не позволяет зверю защищаться…»

            Известный учёный и этнограф Николай Петрович Рычков, так описывает охоту на волков в конце XVIII века: «…Киргизцы степных волков бьют плетьми и копьями, гоняясь за ними на лошадях, а некоторые к тому употребляют птиц, называемых беркутами…»

            Николай Николаевич Каразин, русский художник и писатель, вторит предыдущему автору: «…Зорок косоглазый киргиз, опять же и без дела без всякого, с утра до ночи только и дела всего, что поглядывает да на коне по окрестностям зимовок с плетью рыскает, степного вора высматривает, удаль свою на нём пробовать…Вот осторожный волк и держится подальше, человека перехитрить думает……Удар за ударом сыпятся на спину, на бока несчастного зверя – так его и перешвыривают из-под одной плети под другую, пока не зароется волк окровавленною мордою в снег и не вытянет смертельная судорога его жилистые, мускулистые ноги…»

            Итак, загонная охота на волков с применением плети являлась неотъемлемой традицией степных народностей. По-видимому, её корни уходят в те времена, когда образ волка имел глубокий мифологический подтекст. Например, в казахской культуре он встречается повсеместно, и связан с легендой о происхождении народа от небесного волка – Кок Курта – голубого волка, посланника самого неба Кок Тенгри, спасшего племена тюрок от гибели. Волчий зуб был у тюрок амулетом от сглаза, а казахи выставляли голову волка перед стойбищем, чтобы сберечь скот. Волчьи обереги – рот, зубы, когти, лоскуты волчьей шкуры привязывали к колыбели новорожденных. Они и по сей день являются атрибутами одежды. Упоминание о волке, как о тотеме присутствует также в татарском и половецком эпосе, у хакасов, туркмен и узбеков.

Конструктивно плеть, предназначенная для охоты на волка, имела некоторые отличия от той, которая использовалась для управления конём. Прежде всего, охотничья плеть состояла из сплошной кожаной основы. Технологически это было обусловлено необходимостью придания ей большей гибкости и прочности. В окончание плети вплетался небольшой кусочек свинца, который увеличивал силу хлёсткого удара. Об этой силе нет необходимости слагать предположения, этнографические сведения в этом вопросе более чем красноречивы.

Надо полагать, что способ ведения верховой охоты на волка с использованием плети начал практиковаться на Руси в XII-XIII веках. Находки наконечников древнерусских плетей, изготовленных из бронзы (Рис. 10) по образцам кистеней соответствующего периода безоговорочно подтверждают эту хронологию. Однако в то же время плеть определённо использовалась не только в качестве элемента охотничьего снаряжения, но и как оружие верхового наездника для защиты от степных хищников.

Преимущественно различается несколько типов наконечников.

Тип I. Наконечники шаровидной формы, имеющие многочисленные грани;

Тип II. Наконечники в форме куба с усечёнными гранями;

Тип III. Наконечники желудевидной формы;

Тип IV. Наконечники в форме куба, с выступающими пирамидальными шипами.

В большинстве случаев подвес наконечника, предназначенный для крепления к плети имеет круглое ушко, более редко встречаются петли с прямоугольным подвесом. Масса известных экземпляров составляет от 3 до 16 граммов. Исходя из имеющихся в настоящее время находок, можно сделать вывод, что большее распространение получили наконечники IV типа. Очевидно, это напрямую связано с  их формой, наиболее подходящей для нанесения обильных кровоточащих ран. Помимо болевого воздействия при ударе, наконечники подобного типа способны были глубоко травмировать кожный покров, а учитывая специфику нанесения удара плетью – т.н. «удар с оттяжкой», при котором активно используется сила инерции, – наносить тяжёлые рваные раны.

Наконечники плетей изготавливались в древнерусских бронзолитейных мастерских по раннее известной технологии – литьем по восковой модели либо литьем в двухстороннюю разъёмную форму, широко применявшейся при производстве булав, кистеней, различного вида украшений и мелкой металлопластики. Неоспоримым остается тот факт, что возникновение их производства на Руси напрямую связано с влиянием древних традиций и культуры тюркского мира, вследствии контактов осёдлого древнерусского населения со степным кочевым сообществом.

Итак, рассмотрев исторические и этнографические сведения, мы подошли к вопросу о том, какое же название более приемлемо и более правильно применять в отношении наконечников древнерусских плетей – «волкобой» или «малый кистень»? Кистень по своей принадлежности однозначно относится к предметам вооружения, плеть, в зависимости от своих конструкционных особенностей, выступает в роли снаряжения конного воина, предназначенного как для управления конём, так и для ведения верховой загонной охоты на степных хищников. Исторический контекст, вне всяких сомнений подчеркивает тот факт, что с момента использования плети тюркоязычными народностями, она не переходила в разряд вооружения. Тем самым, категория её предназначения с течением времени не изменялась. В период XII-XIII веков и включительно до XIV-XVвеков, плеть, как предмет охотничьего снаряжения активно используется на Руси. Конструктивно она имеет некоторые отличия от тюркских экземпляров, а именно, наконечник плети не вплетается в общую кожаную основу, а благодаря специально предназначенному подвесу, закрепляется на конце хлыста, что придавало плети большую поражающую способность. Форма наконечников плетей полностью соответствовала форме кистеней, использовавшихся в тот период в древнерусском войске.

Однако даже этот факт не изменил категорию плети. Она так и осталась предметом охотничьего снаряжения. Таким образом, термин «волкобой» является наиболее уместным и исторически правильным.

Прикрепленные изображения

  • Рис. 1 Римская плеть (флагрум).jpg
  • Рис.2 Нагайки раннескифского времени и их детали.JPG
  • Рис.3 Скифские изваяния.JPG
  • Рис. 4 Костяные навершия плети из Темир-Горы.JPG
  • Рис. 5  Утяжелитель сарматской плети.jpg
  • Рис. 6  Реконструкция плетей из погребений рязано-окского типа.jpg
  • Рис.7  Находки плетей и их деталей раннесарматского времени.JPG
  • Рис.8 Находки плетей гуннского и постгунского периода.JPG
  • Рис. 9 Навершия рукоятей плетей + реконструкция плети из Темир-Горы.jpg
  • Рис. 10 Волкобои.jpg

  • 9

...Наше стремление познать историю - лишь слабая попытка приблизиться к истине...


#9 Оффлайн   лютый

лютый

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 297 сообщений
  • ГородБРЯНЩИНА
  • Имя:сергей

Награды

        

Отправлено 16 Январь 2019 - 19:26

IMG_20170721_090352.jpg IMG_20171207_155025.jpg
  • 3