Добрый день! Коллеги, если возможно, по такому сохрану, определить датировку и что за створка от какого креста, предположительно обратная сторона. Обратную сторону не фотографировал- там ничего интересного- как у любой створки.
Створка от креста определение
#1 Оффлайн
Отправлено 10 Октябрь 2017 - 09:59
#2 Оффлайн
Отправлено 10 Октябрь 2017 - 11:11
Помогли, камрады с соседнего:
Энколпион круглоконечный с прямым средокрестием и каплевидными выступами на оконечностях. На лицевой створке - рельефное изображение Распятия, близкое к иконографии триумфирующего Христа: тело Христа почти прямое, голова лишь немного наклонена вправо, руки почти прямые. Кисти рук непропорционально велики. Над головой Христа - четырехконечный крест и два кружка (Солнце и Луна). На оборотной створке - ростовое изображение Иоанна Богослова в длинной складчатой одежде, скрещенными на груди руками и четырехконечным крестом над головой. На боковых оконечностях - надпись NWH БОГЪЛО (буква W начертана вертикально). Обе створки имеют шарнирные петли на верхнем и нижнем концах. Бронза, литье. XII-XIII вв.
Так называемый "Владимирский тип".
Судя по фотографиям, прихожу к выводу,что это лицевая часть с изображением Христа.
Вот что нашел на просторах интернета:
Поздние борисоглебские…
В этом году в районе границы Владимирской и Ивановской областей были найдены два одинаковых энколпиона. Вот их описание (из книги Станюкович А.К., Осипов И.Н., Соловьев Н.М., "Тысячелетие креста", М., 2003, стр. 33):
"Энколпион круглоконечный с прямым средокрестием и каплевидными выступами на оконечностях. На лицевой створке - рельефное изображение Распятия, близкое к иконографии триумфирующего Христа: тело Христа почти прямое, голова лишь немного наклонена вправо, руки почти прямые. Кисти рук непропорционально велики. Над головой Христа - четырехконечный крест и два кружка (Солнце и Луна). На оборотной створке - ростовое изображение Иоанна Богослова в длинной складчатой одежде, скрещенными на груди руками и четырехконечным крестом над головой. На боковых оконечностях - надпись NWH БОГЪЛО (буква W начертана вертикально). Обе створки имеют шарнирные петли на верхнем и нижнем концах".
В другой книге (Корзухина Г.Ф., Пескова А.А., "Древнерусские энколпионы", СПб., 2003, стр. 225) им посвящен следующий текст:
"За энколпионами этого типа закрепилось название "поздние борисоглебские" благодаря помещению на оборотной створке изображения святого, почти полностью повторяющего иконографию св. князя с изображением модели храма в левой руке (только в данном случае без нее) на борисоглебских энколпионах. Прорисовка кисти правой руки святого на всех просмотренных экземплярах очень нечеткая, но в некоторых случаях в руке угадывается крест мученика. Оформление контуров лицевой и оборотной створок заметно отличается. Лицевая створка обрамлена невысоким гладким бортиком по всему периметру, за исключением верхнего конца, оборотная вовсе лишена бортиков, изредка частично проступающих на нижнем конце отдельных экземпляров. Выступы-"слезки" очень сглаженные. Оглавия разнохарактерные.
Концентрация археологических находок энколпионов этого типа почти исключительно на северо-востоке Древней Руси, а коллекционных - преимущественно в музеях г. Москвы - указывает на возможность возникновения его именно в этом регионе. Прочных оснований для датировки типа пока не найдено. Частичное повторение иконографии борисоглебских энколпионов, плоскостность рельефов, разнохарактерность оглавий - все это позволяет предполагать появление данной модели не ранее конца XII в., а активное бытование - в XIII в.". Далее идет описание 37 предметов, из которых 16 представляют из себя створки (примерно поровну лицевых и оборотных), а остальное - энколпионы (из них около десяти в хорошем состоянии). Надписи авторы не ассоциируют с Иоанном Богословом, а просто констатируют как NССH БГЛ/ОБО и NСH БГЛ/ОБО.
В варианте расшифровки надписи я склонен к версии авторов первой книги. Действительно, если предположить, что буква И начертана зеркально, а расположенные друг над другом две буквы С образуют повернутую вправо букву W, то в левой части креста читается слово Иоанн, а в правой Бого(с)лово. Большую путаницу вводит отсутствие первоначального варианта. Кресты отливались, видимо, в глиняной форме, что приводило к ее быстрому износу. С этим, возможно, связаны зеркальное написание буквы И, буква С вместо W и Б вместо В на некоторых из этих крестов.
Имеются также варианты, где вместо надписи изображен проросший крест или крест на крине ("Тысячелетие креста", стр. 38; "Древнерусские энколпионы", табл. 155, VIII.3.1./3).
Но с чем связано появление такого креста? Пока мне видятся два варианта.
1. Крест возник после постройки в 1160 - 1170-х гг. церкви Иоанна Богослова в Смоленске. Церковь была возведена сразу же после создания там же Борисоглебского собора, в чем можно уловить определенную преемственность, если предположить, что и ранние, и поздние борисоглебские кресты отливались в Смоленске. Это вполне вероятно, так как Смоленск по размаху церковного строительства во второй половине XII в. не уступал стольному граду Владимиру, а в первой трети XIII в. даже превосходил его.
2. Производство данного типа креста возникло в связи с появлением на Руси личности, пытающейся укоренить культ Иоанна Богослова. На эту мысль наводит индивидуальный энколпион с изображением распятия и Иоанна Богослова, описанный в книге "Древнерусские энколпионы" на стр. 229. Возможна так же компиляция обоих вариантов.
Так или иначе, но на данный момент по музейным и частным коллекциям известно 26 энколпионов данного типа, 12-15 из которых находятся в хорошем состоянии.
#3 Оффлайн
Отправлено 10 Октябрь 2017 - 18:17
Совершенно верно
очень часто попадаются створки именно затертые или переливки переливков ,именно этот энколпион был очень популярен в то время ,отчего настолько частые находки как целые так и створки...
#4 Оффлайн
Отправлено 11 Октябрь 2017 - 11:02
Совершенно верно
очень часто попадаются створки именно затертые или переливки переливков ,именно этот энколпион был очень популярен в то время ,отчего настолько частые находки как целые так и створки...
Попробую рельеф вытянуть мехчисткой. Возможно, что путёвое и получится, если он действительно, не затертый...
#5 Оффлайн
Отправлено 11 Октябрь 2017 - 23:00
Попробую рельеф вытянуть мехчисткой. Возможно, что путёвое и получится, если он действительно, не затертый...
вряд ли что с него уже можно вытянуть..
#6 Оффлайн
Отправлено 12 Октябрь 2017 - 10:59
вряд ли что с него уже можно вытянуть..
На чем-то нужно практиковаться..)) Выложу сюда, или ссылку тут оставлю, как руки дойдут с чисткой
#7 Оффлайн
Отправлено 12 Октябрь 2017 - 13:56
На чем-то нужно практиковаться..)) Выложу сюда, или ссылку тут оставлю, как руки дойдут с чисткой
Если не умеете ,то не трогайте предмет!!!!!!!!!!!!!!!
Представьте этот процесс ,сделать мастеру.
Не ленись, с интернетом подружись.Много всякого найдёшь и отлично заживёшь!
#8 Оффлайн
Отправлено 13 Октябрь 2017 - 09:10
Если не умеете ,то не трогайте предмет!!!!!!!!!!!!!!!
Представьте этот процесс ,сделать мастеру.
Серег, мастера шедевры создают, я только начал..(http://stareishina.c...showtopic=14061).
Да он затертый все равно. нарезать рельеф не буду, Уберу только зацементированную грязь и явные окислы срежу под уровень.
#9 Оффлайн
Отправлено 14 Октябрь 2017 - 21:08
Серег, мастера шедевры создают, я только начал..(http://stareishina.c...showtopic=14061).
Да он затертый все равно. нарезать рельеф не буду, Уберу только зацементированную грязь и явные окислы срежу под уровень.
До тела попробуй подрезать жбонь,только аккуратно. Каверны не трогай .Микроскоп есть?
Сообщение отредактировал sergezor: 14 Октябрь 2017 - 21:09
Не ленись, с интернетом подружись.Много всякого найдёшь и отлично заживёшь!
#10 Оффлайн
Отправлено 16 Октябрь 2017 - 09:12
До тела попробуй подрезать жбонь,только аккуратно. Каверны не трогай .Микроскоп есть?
можно сказать, что да- у камрада беру ювелирный(там фокусное около 5 см- не всегда удобно)